Новости

Чем грозит новым собственникам приобретение крупнейшего автодилера страны

Крупнейшая в истории российского авторитейла сделка по покупке ветерана рынка «Рольфа» превратила «Ключавто» в ключевого игрока сегмента. Однако столь крупное приобретение, сделанное на пике рынка на частично заемные средства, потенциально ставит «Ключавто» в уязвимое положение. Другим вызовом будет поиск управленческой команды и объединение бизнес-процессов. При этом акционеры «Рольфа» выбрали наиболее удачный момент для выхода из бизнеса даже с учетом претензий Генпрокуратуры к основателю компании Сергею Петрову.

ГК «Ключавто» покупает лидера рынка «Рольф» в рамках крупнейшей сделки в российском авторитейле. В результате будет образован игрок, на которого придется около 8% всех продаваемых в РФ новых легковых автомобилей и LCV. Такая концентрация может вызвать вопросы у ФАС, куда стороны еще не подали ходатайство.

Всего в портфеле «Ключавто» сейчас 30 автобрендов, дилерская сеть — 108 салонов в 15 регионах, продажи в 2020 году — 47 тыс. машин. У «Рольфа» 20 марок и один мотоциклетный бренд, дилерская сеть — 59 салонов в Москве и Петербурге, продажи в 2020 году — 79 тыс. машин. В Москве у обеих компаний есть салоны Hyundai, Nissan и Volkswagen.

Источники “Ъ” называли сумму сделки в 80 млрд руб., что ниже рыночной оценки «Рольфа» в 3–5 годовых EBITDA (29 млрд руб. за последние 12 месяцев). Официально сумма не раскрывалась, и некоторые аналитики допускают, что ее размер мог быть меньше. Ряд собеседников “Ъ” говорили, что «Рольф» мог быть реализован с сильным дисконтом из-за инициированного в ноябре Генпрокуратурой взыскания с Сергея Петрова и «Рольфа» 12,85 млрд руб. Некоторые из них видят прямую связь между разбирательством и сделкой. Тем не менее собеседники “Ъ” считают сделку достаточно успешной для Сергея Петрова, слухи о готовности которого выйти из бизнеса ходят постоянно с 2019 года.

«Ключавто» активно росла в последние годы, а в 2021 году уже купила дилера Inchcape и сибирскую ГК «Евразия-Моторс», увеличив число салонов на 20 штук в шести городах, что «АвтоБизнесРевю» считает рекордным результатом. Ряд собеседников “Ъ” сравнивают экспансию «Ключавто» с активностью на рынке 2013–2014 годов группы компаний «Эла», которая тогда приобрела в том числе более крупный «Автоспеццентр» (АСЦ).

Консенсус-прогноз аналитиков предполагает, что ажиотажный спрос из-за постоянного роста цен на автомобили прекратится. Соответственно, резко возросшая маржинальность дилеров пойдет вниз. Однако, говорит Сергей Удалов из «Автостата», в ближайшие полгода такая ситуация вряд ли реализуется, поскольку на рынке сохранится дефицит машин. Кроме того, у «Рольфа» около половины продаж приходится на машины с пробегом, а в этом бизнесе маржинальность традиционно была выше.

Успех объединенного дилера будет зависеть от возможности управлять резко возросшим бизнесом, подчеркивает Сергей Удалов. Источники “Ъ” в авторитейле согласны, что на рынке сейчас таких компетенций нет. «Рольф», как отмечает Сергей Удалов, был холдингом «двух городов» — Москвы и Петербурга, а теперь станет частью более широкой федеральной сети «Ключавто». Причем в «Ключавто» уже работала достаточно большая команда из «Рольфа», поэтому синергия между управленческими методами в компаниях есть.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)