В 2021 году ЦБ 162 раза привлекал российские банки к административной ответственности в рамках КоАП, следует из опубликованных данных регулятора. Это на 17% меньше, чем годом ранее. Самым активным нарушителем не первый год остается принадлежащий регулятору банк «ФК Открытие» (76 постановлений). На втором месте оказался Альфа-банк, на третьем — Тинькофф-банк.
Самой «популярной» статьей, на которую пришлось свыше 90% предписаний, по-прежнему остается получение кредитной истории заемщика.
Банки и МФО могут получить доступ к основной части кредитной истории гражданина только с его согласия. «Такое разрешение подписывается при подаче заявки на получение кредита, и оно действительно в течение шести месяцев или срока действия кредитного договора»,— подчеркивает партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков. По его словам, без согласия физлица информацию может получить ограниченный круг лиц, в том числе ЦБ, судебные приставы, следственные органы, суды и ряд других.
Штрафы за нарушение незначительны, для юрлиц они составляют 30–50 тыс. руб. Однако количество предписаний говорит о массовости проблемы. «Закон о кредитных историях обязывает запрашивающего иметь согласие субъекта кредитной истории. БКИ не обязаны проверять наличие согласия у профессионального кредитора»,— отметили в ЦБ.
В перечисленных выше банках на запросы не ответили, однако в других кредитных организациях проблему списывают на «технику». «В единичных случаях возможны технические ошибки, которые мы анализируем и постоянно дорабатываем программное обеспечение»,— указали в ВТБ. Для быстрого оформления кредитов есть упрощенная процедура, говорит руководитель кластера розничного кредитования МТС-банка Иван Барсов. «Регулятор обращает внимание, что таким образом невозможно подтвердить факт, что банк получил от клиента согласие на запрос его кредитной истории в БКИ»,— отмечает он.
Для клиентов слишком частые запросы могут обернуться проблемой.
«Количество запросов о кредитной истории физического лица может влиять на так называемый скоринговый балл заемщика — показатель кредитоспособности, который отражается в кредитной истории»,— подчеркивает господин Новиков. Неправомерные запросы банками кредитной истории заемщика могут испортить его оценку и негативно сказаться на будущем кредитном опыте клиента, подтверждает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Однако есть и случаи, когда клиент неосознанно предоставил согласие на запрос банка в БКИ — например, случайно поставил галочку с описанием мелким шрифтом в онлайн-форме, отмечает она.
Незаконное получение кредитного отчета некоторые финансовые организации иногда используют как механизм наполнения своей клиентской базы, добавляет господин Новиков. В бюро кредитных историй это подтверждают. «К сожалению, такая проблема существует,— говорят в ОКБ.— Банки ежемесячно запрашивают миллионы кредитных историй и периодически допускают ошибки». В НБКИ увеличение числа обращений граждан по поводу незаконного доступа к их кредитным историям связывают «с многократным ростом запросов как своих кредитных историй, так и персонального кредитного рейтинга», говорит его представитель Алексей Волков. Впрочем, в ОКБ отмечают, «с этого года при расчете кредитного рейтинга частые запросы кредитной истории со стороны банков не учитываются».
Ольга Шерункова





SIA.RU: Главное