ЦБ объявил о запуске сервиса для выявления лиц, реально контролирующих деятельность финансовых организаций, 7 февраля: «С помощью сервиса можно анонимно направить информацию, включая подтверждающие документы о наличии доверенностей, договоров доверительного управления, родственных связей, неправомерного использования должностного положения и др., свидетельствующие о том, что лица могут неформально определять принимаемые в финансовой организации ключевые решения».
Отвечать информаторам регулятор не планирует. Он проверит полученные сведения и в случае подтверждения использует их для включения таких лиц в список контролирующих деятельность финансовой организации.
Как уточнили в ЦБ, «новый функционал» возложен на департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций. «Вместе с тем в работе по оценке полноты перечней принимают участие и другие структурные подразделения, прежде всего подразделения надзорного блока,— уточнили там.— Законом предусмотрено включение Банком России по его инициативе лиц в перечень контролирующих финансовую организацию только на основании решения комитета банковского надзора или комитета финансового надзора и при наличии достаточных оснований».
Впрочем, юристы сомневаются, что сервис окажется действительно полезным.
«Анонимность обращения, равно как и отсутствие строгих правил предоставления подтверждающих документов, породят шквал необоснованных заявлений,— полагает юрист банкротного направления Vegas Lex Валерия Тихонова.— При недостаточном уровне проверки существует риск массового включения субъектов в списки лиц, контролирующих кредитные организации, и последующего нарушения прав таких субъектов. Массовый отказ в признании предоставляемых сведений обоснованными повлечет волну недовольства и обвинений в адрес ЦБ о намеренном игнорировании обращений».
По словам партнера «Де-юре» Антона Пуляева, проверить информацию можно в рамках судебного разбирательства в деле о банкротстве юрлица либо в ходе оперативно-разыскных мероприятий, доследственной проверки, расследования возбужденного уголовного дела. Ни одним из вышеперечисленных полномочий ЦБ не обладает, а значит, с большой долей вероятности результат получения анонимного сообщения сведется к перенаправлению его в компетентные органы. Использовать такие показания очень сложно, соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Ксения Дементьева, Максим Буйлов





SIA.RU: Главное