Минпромторг рассчитывает нарастить объемы перевозок беспилотными авиасистемами (БАС) до 18,4 тыс. тонн к 2030 году. Для сравнения: это больше, чем перевозки грузов Utair в 2021 году. Такие цели обозначены в докладе ведомства «О развитии подотрасли БАС в составе авиапромышленности».
Как сообщили “Ъ” в Минпромторге, KPI по объему перевезенного груза рассчитан с учетом целей федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов» (1,2 тыс. тонн к 2024 году), где основным заказчиком выступает «Почта России». «Однако показатели могут быть увеличены в случае участия в проекте других заказчиков»,— уточнили в ведомстве.
В «Вертолетах России» сообщили, что совместно с «Почтой России» провели предварительные летные испытания беспилотника БАС-200 в рамках проекта по тестовой аэродоставке грузов, а также изучили маршруты экспериментальной маршрутной сети «Почты России» на Чукотке. В «Почте России» уточнили “Ъ”, что к концу 2024 года использование БАС должно увеличить среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети до 1,3 раза, что «позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока в разы и при этом снизит стоимость логистических сервисов до 50%».
Темпы продвижения пилотного проекта показывают, что планы Минпромторга «чрезмерно амбициозны и, мягко говоря, оптимистичны», отмечает гендиректор сервиса сертификации дронов RunAvia Андрей Патраков. Аэродоставка остается убыточной на многих международных рынках, и позволить ее пока могут только крупные корпорации вроде Amazon. Он также подчеркнул, что на сегодня в РФ нет ни одного сертифицированного БАС. Все опрошенные “Ъ” эксперты и разработчики подчеркивают, что сегодня процесс сертификации в РФ «принципиально одинаков» и для малых беспилотных, и для больших пассажирских воздушных судов. Так, в «Калашникове» подчеркивают, что для начала полноценных грузовых перевозок регулятору необходимо решить вопросы сертификации беспилотников более 30 кг.
Сами по себе цифры в плане Минпромторга невелики, говорит глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев: «Тысяча тонн — это лишь 10 тыс. полетов по 100 кг». Выполнить это количество полетов можно небольшим парком беспилотных воздушных судов (БВС). Руководитель стратегии развития коммерческих БВС УЗГА Аркадий Пьянников не согласен, считая, что такие показатели грузоперевозок достижимы только при построении полноценной системы хабов с наземной инфраструктурой, между которыми смогут курсировать беспилотники грузоподъемностью от 1,5 тонны.
Айгуль Абдуллина




SIA.RU: Главное