Долгосрочное сохранение пандемии может закрепить смещение структуры мировых расходов от услуг к товарам и еще больше усугубить проблемы с предложением продукции, считают в Международном валютном фонде (МВФ). Там полагают, что негативное влияние остановок производства, которые стали причиной 40% случаев шоков предложения товаров в последние три года, в ближайшей перспективе вполне можно нивелировать. Нехватка же рабочей силы и проблемы в логистике могут оказать на предложение товаров на рынках более стойкое отрицательное воздействие.
Аналитики МВФ в исследовании «Проблемы предложения» определили, что половина случаев шоков предложения в период с января 2019 года по сентябрь 2021 года произошла из-за остановки производства (40%) и нехватки рабочей силы (10%). Остальные факторы, предположительно, связаны с образовавшимися из-за пандемии «узкими местами» в логистической инфраструктуре, а также стихийными бедствиями. Остановки производства в представлении МВФ не так опасны для предложения — поскольку их можно нивелировать в будущем. А вот нехватка рабочей силы и трудности логистики способны оказать на него более стойкое воздействие.
По оценкам фонда, сокращение производства в 2021 году было наибольшим в странах, чьи компании работают в конце глобальных производственно-сбытовых цепочек и зависят от промежуточных ресурсов. Так, в странах с большим автопромом — Германии и Чехии — без пандемии объем производства осенью 2021 года мог бы быть выше на 13–14%. Отраслевые эксперты ожидали, что проблема нехватки комплектующих для автомобилей в значительной степени будет решена к середине 2022 года, а более серьезные проблемы — к его концу. Но из-за «омикрона» Европа и Китай ввели новые ограничения, которые могут привести к новым сбоям. В МВФ считают, что перебои с поставками ресурсов для автомобилестроения могут продолжиться до 2023 года.
В МВФ предупреждают, что, несмотря на дефицит одного из важнейших товаров, полупроводников, в долгосрочной перспективе существует риск их избыточного предложения.
Читайте также:
Реагируя на проблемы с поставками, государства, в представлении МВФ, должны применять ускоренное лицензирование в транспортной и логистической сферах, временно ослабить ограничения на часы работы портов, упрощать таможенные проверки и смягчать миграционные правила для уменьшения нехватки рабочей силы. В налогово-бюджетной политике МВФ советует остерегаться широкой поддержки спроса, который может ускорить инфляцию. Вместо этого должна быть целенаправленная поддержка — в частности, сохранение трудоемких рабочих мест в промышленности, которой пока не хватает ресурсов для полной загрузки. Центробанки же на фоне затянувшегося пандемийного кризиса, по мнению аналитиков фонда, должны с помощью грамотного информирования поддерживать стабильность среднесрочных инфляционных ожиданий в условиях краткосрочного ускорения инфляции.
Георгий Смирнов