Контейнерные линии, обслуживающие более трети мирового рынка, прекращают работать с Россией. О приостановке букингов, в частности, официально сообщили Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. По мнению аналитиков, уход столь крупных и глубоко интегрированных в российскую логистику игроков был неожиданным.
Международные контейнерные линии, в начале российско-украинского конфликта лишь обходившие зону боевых действий, начали официально отказываться от обслуживания России. Maersk с 1 марта временно прекращает отправки грузов морским, воздушным и железнодорожным транспортом в РФ и из нее. «Мы внимательно следим за развитием ситуации с введением государствами все новых санкций против России и стабильно пополняющимся списком ограничений,— сообщается в объявлении компании.— Мы также начинаем ощущать воздействие ситуации на глобальные цепи поставок, в том числе на увеличение сроков доставки и задержку товаров таможенными властями на различных перевалочных хабах».
Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о приостановлении с 1 марта букингов на Россию во всех бассейнах, в том числе в Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном. Maersk и MSC уточняют, что решения не распространяются на продукты, медицинские изделия и гуманитарные грузы. Вечером 1 марта об остановке обслуживания России сообщила CMA CGM. Ocean Network Express (ONE) 28 февраля приостановила букинг на Новороссийск и Петербург.
Таким образом, с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии с совокупной долей мирового рынка в 46,9%.
Китайская COSCO, также входящая в топ-5, пока остановила сообщение только с Украиной. Прием букингов уже остановили Hapag-Lloyd и Yang Ming (на Новороссийск) и Shipco (на РФ и Белоруссию) .
Читайте также:
Основатель N.Trans Lab Мария Никитина говорит о «логистическом шторме». «Аналитическое сообщество не ожидало, что будут уходить крупные, глубоко интегрированные в операции в стране игроки высококонкурентных рынков,— говорит она.— Предполагалось, что в случае санкций уйдут те, на кого эти санкции напрямую направлены, либо участники монопольных рынков, тогда как там, где конкуренция высокая, игроки постараются задержаться, чтобы не утратить позиции. Однако это произошло». Maersk глубоко интегрирован в российскую и китайскую логистику, подчеркивает госпожа Никитина: по сути, компания выступает ключевым звеном российского транзита, производит основной объем контейнерного оборудования в Китае, владеет долями в российских портах и т. д. По ее мнению, быстро место компании никто не займет, даже китайские игроки.
Сухопутные перевозки контейнеров пока пострадали меньше. Пропуск транзитных грузов на российско-китайской границе идет штатно, но крупные заторы образуются на границах Белоруссия—ЕС.
Наталья Скорлыгина