Транспортировка грузов, в том числе нефтяных, по железной дороге через европейские страны столкнулась с трудностями: около тысячи вагонов, следовавшие в Калининград, задержаны в Литве, цистерны застряли в Финляндии, при транзите в Калининград участились случаи вандализма в отношении российского парка. Операторы просят государство застраховать их риски потери вагонов при транзите. Недопоставки топлива в Калининградскую область из-за осложнений с транзитом, по данным “Ъ”, имели место в марте, однако сейчас ситуация нормализовалась.
У российских операторов подвижного состава возникли сложности с проездом через европейские страны, в том числе транзитом в Калининград.
Около 1 тыс. вагонов, следовавшие туда, застряли в Литве, следует из письма Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) в Минтранс от 13 апреля. По данным “Ъ”, речь идет в том числе о цистернах с нефтяными грузами.
«По требованию литовских властей проводятся продолжительные (от 7 до 14 дней и более) проверки номенклатуры перевозимого товара, сведений о платеже за перевозку по литовской территории на предмет соблюдения антироссийских санкций, что вызывает существенную задержку транзита грузов и порожнего подвижного состава по Литве»,— говорится в письме СОЖТ.
В «Балттранссервисе» (БТС), например, рассказали “Ъ”, что в Литве застряли около 40 вагонов компании: «Цистерны находятся в процессе прохождения обычных процедур, которые стали более длительными и тщательными». В письме уточняется, что также «системный характер» носит «порча (путем нанесения граффити) посторонними лицами вагонов, следующих через территорию Литвы». При выезде при этом факт повреждения вагонов не фиксируется.
«Мы не допускаем к погрузке в Литву вагоны, собственники которых попали в санкционные списки,— рассказал “Ъ” председатель правления Railgo Рахман Халилов.— Поэтому пока проблем с их возвратом в РФ не возникает. Вместе с тем около 30 наших лизинговых цистерн остаются в Финляндии. Ведем переговоры о возврате, но пока ситуация не решена». «Имеются факты задержания законно ввезенных вагонов российских компаний на территории Финляндии»,— подтверждает в своем письме СОЖТ.
Читайте также:
В частности, речь идет о принятии государством гарантий по возмещению операторам стоимости утраченных на территории Литвы вагонов, формировании страхового продукта (с госсубсидиями по выплатам) по нивелированию этих рисков или привлечения для их перестрахования Российской национальной перестраховочной компании.
Также в документе говорится о том, что паромная переправа в Калининград Усть-Луга—Балтийск достигла максимума провозной емкости.
По данным “Ъ”, российские грузоотправители в марте столкнулись с отказом железнодорожных операторов предоставлять цистерны для транзита через Прибалтику в Калининградскую область из-за рисков потери вагонов вследствие санкций ЕС и США, а также сложностей при экспедировании грузов.
Это привело к тому, что в регионе возник дефицит дизтоплива на ряде АЗС.
Наталья Скорлыгина, Дмитрий Козлов