С конца мая Московская биржа начала допускать к торгам биржевые фонды (БПИФы), ориентированные на валютные активы, торги которыми не проводились три месяца. 23 мая начались торги десятью БПИФами трех управляющих компаний: «Тинькофф Капитал», «Райффайзен Капитал» и «Альфа-Капитал». 31 мая было запущены торги еще пятью биржевыми фондами «Тинькофф Капитал».
Несмотря на то, что торги ценными бумагами, в том числе паевыми фондами с российскими активами, шли уже давно, ПИФы с иностранными активами оставались замороженными из-за прекращения расчетов между Национальным расчетным депозитарием (НРД) и европейским депозитарием Euroclear. Европейский клиринговый центр принял такое решения на фоне введения антироссийских санкций. Однако на российском рынке были фонды, для которых иностранные ценные бумаги приобретались на «СПБ бирже» и хранились в депозитарии Бест Эффортс банка.
На «СПБ бирже» торги иностранными ценными бумагами возобновились с 9 марта, однако операции с БПИФами не могли начаться из-за существующего требования ЦБ к расчету стоимости пая (iNAV), который должен производиться каждые 15 секунд. Это требование было смягчено регулятором — он разрешил маркет-мейкерам БПИФ вместо привязки к iNAV котировать паи, не превышая максимально допустимого спреда. «Запущены те фонды, в отношении которых у УК есть понимание, что они могут распоряжаться активами этих фондов, считать стоимость чистых активов. Это справедливо как в отношении биржевых фондов, так и в отношении открытых фондов. Для них принципиально важна возможность проведения операций с имуществом фондов на ежедневной основе»,— отмечает руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский.
Однако запущена лишь меньшая часть фондов с иностранными активами. По оценкам, основанным на данных Investfunds, до сих пор не проводятся операции почти со 120 розничными ПИФами. В связи с тем, что 3 июня Евросоюз ввел санкции в отношении НРД, большая часть российских фондов с иностранными активами так и останется замороженной.
В таких условиях единственным оставшимся решением может стать выделение иностранных активов в отдельные ЗПИФы.
В апреле ЦБ совместно с участниками рынка доверительного управления обсудил возможность разблокировать операции для фондов с долей таких активов до 10%, а в остальных случаях переводить их в отдельный закрытый ПИФ. «Это позволит обеспечить обособленный учет таких активов, обслуживание поступающих по ним платежей, если таковые будут приходить, и даже осуществления промежуточных выплат. В случае изменения статуса бумаг в этих ЗПИФах всегда существует возможность преобразования фондов в открытые»,— отмечает господин Швайковский.
Впрочем, даже для БПИФов с иностранными ценными бумагами, по которым проводится операции купли-продажи, сохраняются повышенные риски. И доминирующую роль играет не рыночный риск, а инфраструктурный. Это касается и возможных ограничений операций с активами, и получения дохода от владения бумагами, отмечает Николай Швайковский.
Виталий Гайдаев