По итогам 2022 года в списке крупнейших производителей продуктов питания и напитков в России может смениться лидер. Как отмечается в рейтинге Infoline Food & Drink, занимающая первое место американская PepsiCo может потерять в выручке в том числе из-за замены международных брендов на локальные марки. В начале марта из-за операции РФ на Украине PepsiCo объявила о приостановке продаж в России напитков Pepsi, Mirinda и 7Up. В качестве альтернативы в компании рассматривали создание новых брендов, а также расширение ассортимента местных марок, таких как «Русский дар».
По оценкам Infoline, в 2021 году выручка PepsiCo в России выросла на 16%, до 252,4 млрд руб. год к году. Помимо газированных напитков компания выпускает молочные продукты «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Чудо», соки «Фруктовый сад», J7, чипсы Lay`s и др. В PepsiCo отказались от комментариев.
В 2021 году на продажу напитков пришлось 45% глобальной выручки PepsiCo, в России оборот бизнеса по сегментам компания не раскрывает. Выручка подразделения по производству молочных продуктов и детского питания АО ВБД в 2021 году была 107,79 млрд руб., выпускающего снеки ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» — 35,5 млрд руб. Таким образом, остальные продукты, включая напитки, могли принести PepsiCo более 100 млрд руб. выручки. Один из основателей Famous Amazing Brands (напитки Vanilla Flight и Anarchy), Антон Стельмаков, уверен, что PepsiCo не сможет найти равноценную замену популярным брендам Pepsi, Mirinda и 7Up и уход этих марок негативно скажется на бизнесе. Кроме того, в сегменте растет доля местных марок. По данным NielsenIQ, доля локальных брендов в продажах газированных напитков за три месяца 2022 года выросла с 12,7% до 15,1%.
Обогнать PepsiCo по обороту может ГК «Эфко» — крупный производитель соусов и растительных масел «Слобода», Altero, а также растительных аналогов молочных и мясных продуктов Hi!. В 2021 году выручка группы увеличилась на 56%, до 223 млрд руб., что позволило группе занять второе место, опередив ГК «Русагро» экс-сенатора Вадима Мошковича (выпускает сахар, мясо и масложировую продукцию под брендами «Чайкофский», «Слово мясника», «Мечта хозяйки», «Щедрое лето» и др.). Выручка «Русагро» в 2021 году росла на 40%, до 229,9 млрд руб. В группе оперативный комментарий не предоставили.
Исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов уточняет, что новые бизнесы и рост продаж в 2021 году дали группе 20% прироста выручки, а 80% — это результат роста мировых цен на растительные масла.
Анатолий Костырев





SIA.RU: Главное