Российские машиностроители хотят запретить импорт и продажу в РФ прицепной техники из «недружественных стран» и повысить утильсбор на нее в шесть раз. В «Росспецмаше» подчеркивают, что, несмотря на санкции, спрос на российскую технику падает, а сама она дорожает из-за проблем с поставками комплектующих, тогда как крепкий рубль способствует импорту. Впрочем, по данным статистики, импорт прицепной техники как из ЕС, так и из Турции падает, а участники рынка видят восстановление спроса только на технику для стройки.
«Росспецмаш» обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением запретить ввоз и реализацию в РФ прицепов и полуприцепов из «недружественных стран». Заместитель главы ассоциации Вячеслав Пронин пояснил, что необходимо «не выдавать электронный ПТС на такую технику». В аппарате премьера подтвердили получение письма.
В обращении говорится, что платежеспособный спрос на технику упал из-за ограничений на перевозки автотранспортом, падения грузооборота и дорогого финансирования — «число заказов в мае—июне 2022 года обрушилось в три-восемь раз в зависимости от вида продукции». При этом прицепы и полуприцепы российского производства дорожают на фоне усложнения логистики и перестройки производственных цепочек, в результате происходит «вынужденное снижение потребительских свойств отечественных машин из-за запрета поставок компонентов мировых брендов» — электронных систем управления тормозами, шин, высокопрочных сталей. В таких условиях, утверждают в ассоциации, осложнилась борьба за российского клиента «со стороны производителей из Германии и Польши, которые, несмотря на санкционные и контрсанкционные ограничения, свободно поставляют свою продукцию».
В первом квартале рынок новой прицепной техники в РФ вырос примерно на 24%, до 10,1 тыс. штук, подсчитали в Russian Automotive Market Research. Рынок подержанных прицепов сократился на 13,4%, до 16,6 тыс. штук. При этом к весне темпы роста продаж новых прицепов и полуприцепов значительно замедлились: с 40,3% в феврале до 5,4% в марте. Лидер рынка — отечественный «Тонар» (рост на 52,9%, 1,5 тыс. штук), далее идут Schmitz (на 7,9%, 1,2 тыс. штук) и Krone (на 11,1%, 591 штука).
«Поставщики из недружественных стран прерывают поставки необходимых материалов, при этом готовая продукция из этих стран продолжает поступать на российский рынок,— утверждает глава производителя прицепов "Грюнвальд" Алексей Драч.—Текущий курс рубля, доступность лучших мировых компонентов и возможность доставлять готовую продукцию европейскими транспортными компаниями на территорию РФ — все это ставит российских производителей в заведомо невыгодное положение».
В «Росспецмаше» отмечают, что конкуренция со стороны компаний из стран, не присоединившихся к санкциям против РФ, тоже возросла. Как пояснил “Ъ” Вячеслав Пронин, «мы видим фотографии колонн техники из ЕС и поставки из Турции, которые привлекательны из-за укрепления рубля и имеют доступ ко всем комплектующим». Поставки из Китая практически незначимы, добавляет он.
Читайте также:
Помимо запрета ввоза в «Росспецмаше» предлагают увеличить утильсбор на прицепы и полуприцепы до 600 тыс. руб., что составит «не более 20% от их стоимости». Сейчас размер утильсбора на новые полуприцепы составляет 96 тыс. руб. (базовая ставка — 150 тыс. руб., коэффициент — 0,64). Это аналогично предложениям Минпромторга в 2021 году, которые впоследствии были свернуты.
«При недостатке отечественных полуприцепов дополнительный утильсбор будет оплачивать также покупатель, затем эти расходы войдут в стоимость логистических услуг. Не думаю, что это уместная мера, особенно в текущей ситуации»,— поясняет господин Миронов. В совокупности, из-за роста расходов в том числе на запчасти, себестоимость перевозки в феврале—июне поднялась в среднем на 12%, рассказывает гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Ольга Никитина, Наталья Скорлыгина