Согласно исследованию, проведенному «ВТБ Лизинг» совместно с НАПИ (Национальное агентство промышленной информации), в текущих условиях авторынка лизинг (долгосрочная аренда, так называемая подписка на автомобиль) становится выгоднее покупки машины в кредит в среднем на 20%. И в ближайшие пять лет эта тенденция будет развиваться, отмечают авторы документа.
Тенденция сформировалась, несмотря на снижение по итогам июля полной стоимости автокредитов (ПСК). Так, по данным «Объединенного кредитного бюро» (входит в первую тройку по числу кредитных историй), по итогам июля полная стоимость автокредита составляла 17,84%, тогда как в июне — 18,48%. ПСК продолжит снижаться на фоне планов Банка России по дальнейшем снижению ключевой ставки, полагают участники рынка.
Ценовое преимущество лизинга перед автокредитом связано со сформировавшимся на рынке дефицитом запчастей и подорожанием официальных сервисных услуг. Авторы исследования отмечают, что наибольшую финансовую выгоду от лизинга клиент получает в случае оформления подписки на машину комфорт-класса.
Например, цена трехлетней аренды Chery Tiggo 8 PRO в сервисе подписки ВТБ составляет 62 тыс. руб. в месяц. Стоимость этого же кроссовера в случае покупки в кредит с учетом обслуживания обойдется в 73 тыс. руб. в месяц. В лизинге расходы на Hyundai Creta составляют 32 тыс. руб. в месяц, на Volkswagen Tiguan — 55 тыс. руб. Ежемесячные платежи при долгосрочной аренде этих марок будут сопоставимы с затратами на эксплуатацию собственного автомобиля, утверждают авторы исследования.
Читайте также:
«Однако нельзя говорить, что на рынке сформировался общий тренд, при котором долгосрочная аренда автомобиля рентабельнее для физлица, чем покупка автомобиля за наличные или в кредит. Это справедливо лишь для некоторых марок»,— подчеркивает эксперт «Открытие Авто» Александр Потапов. Стоимость автомобиля, с учетом сложившейся в РФ тенденции на постоянное удорожание, за три года аренды возрастет на 5–15%. «Но клиент, не владея машиной в собственности, не сможет получить доходность от своей инвестиции,— поясняет господин Потапов.— Наоборот, тенденция подорожания автомобилей приведет к значительному росту ставки аренды для клиента».
В первую очередь сегмент, которому сервис долгосрочной аренды актуален, это состоятельные клиенты — аренда избавляет их от необходимости заниматься постановкой автомобиля на учет, его ремонтом и обслуживанием, отмечают эксперты.
Профили потенциального клиента лизинговой компании и заемщика по автокредиту все больше отличаются, причем речь идет не о возрасте и среднемесячном доходе, а об ожидаемом уровне наполнения контракта, добавляет руководитель дирекции стратегического маркетинга и цифровых технологий продаж «Балтийского лизинга» Андрей Волков.
Полина Трифонова