Основной маршрут экспорта казахстанской нефти, нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в четвертый раз за год сталкивается с ограничениями отгрузки из-за технических проблем на терминале в Новороссийске. На этот раз работа двух из трех выносных причальных устройств остановлена из-за обнаруженных повреждений. По данным “Ъ”, с учетом необходимых процедур по выбору подрядчика и скорого начала сезона штормов работа по восстановлению может затянуться до весны. В таком случае поставки казахстанской нефти на мировой рынок по КТК могут упасть на 15 млн тонн.
Российский оператор КТК 22 августа сообщил о выводе из эксплуатации двух выносных причальных устройства (ВПУ) на терминале в Новороссийске. В ходе планового технического обслуживания водолазы нашли трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести (поддерживают в нужном положении подводные рукава шлангов, через которые идет отгрузка нефти). Также на танке ВПУ-2 зафиксировано смещение шарнирного соединения в месте образования трещины.
В КТК пояснили, что обратились к производителю ВПУ — Imodco (входит в голландскую SBM Offshore) и в классификационное общество ABS за консультациями и организации рекомендовали приостановить эксплуатацию оборудования до замены танков плавучести. Классификационное общество ABS предположило, что причиной повреждений могли стать исключительные сложные гидрометеоусловия в зимний период 2021/22 года, сообщили в КТК. В компании подчеркивают, что угрозы экологии нет.
КТК — основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, план прокачки на этот год составляет 67 млн тонн. Основную часть объемов поставляет оператор гигантского месторождения Тенгиз «Тенгизшевройл», где крупнейшей долей владеет американская Chevron. Акционерами самого КТК являются Россия (31%), Казахстан (20,75%), Chevron (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company и Rosneft-Shell Caspian Ventures (по 7,5%), BG Overseas Holding и Eni International (по 2%), а также Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).
Это уже четвертый инцидент в Новороссийске с начала года, который привел к снижению отгрузки по КТК. В марте шторм повредил отгрузочные шланги, в мае около подводного нефтепровода велось разминирование снарядов времен ВОВ, а в июле прекратить работу консорциума на 30 дней потребовал Приморский районный суд Новороссийска из-за экологических нарушений.
Сейчас поставки через одно ВПУ позволят выполнять заявки грузоотправителей в сниженных объемах, сообщили в КТК, отказавшись от более подробных комментариев. Также в компании не комментируют сроки ремонта. Там пояснили, что замена танков будет производиться из имеющихся в резерве, а для выполнения этой операции нужен предквалификационный отбор организаций.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что ремонт с учетом политической ситуации, скорее всего, затянется до весны: даже если компания успеет к октябрю выбрать подрядчика и подписать с ним контракт, начнется сезон штормов, во время которого проводить работы будет невозможно.
Ольга Мордюшенко




SIA.RU: Главное