ЦБ предлагает установить минимальные требования к страхованию банковских карт от мошенников. Так, страховщики будут обязаны включать в покрытие риск совершения операций с использованием банковской карты по переводу денежных средств без согласия клиента и смогут расширить покрытие по своему усмотрению, следует из проекта указания, опубликованного регулятором. Помимо этого, предлагается разграничить случаи ответственности банка и страховщика, исключив из страхового покрытия ситуации, в которых кредитная организация и так по закону обязана возместить клиенту сумму совершенной операции.
Согласно ст. 856 ГК РФ, в случае необоснованного списания со счета клиента денежных средств банк обязан уплатить на эту сумму проценты на нее. Однако это касается только случаев, когда мошенники сами вывели деньги со счета.
На данный момент так называемые антимошеннические страховки потребителя практически не защищают, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Они работают, только если клиент принял все меры безопасности: не передавал никому коды из SMS, не сообщал CVV и номер карты, не устанавливал неизвестные сервисы, не терял доступа к приложению и телефону, а списание произошло по вине сотрудников банка или, например, при взломе системы банка. «Но такие случаи довольно редки,— подчеркивает госпожа Лазарева.— Если же потребитель под воздействием методов социальной инженерии установил что-то на свое устройство, сказал кому-то по телефону код или сообщил платежные данные, то это не является страховым случаем».
Несмотря на низкую эффективность, программы страхования банковских карт от мошенников популярны среди клиентов.
Юлия Пославская, Полина Трифонова