Новости

Государство расставило аэропорты по ранжиру. Чтобы потратить на них 820 млрд рублей

В распоряжении Ъ оказался проект Концепции развития аэродромной
(аэропортовой) сети гражданской авиации РФ на период до 2020 года.
Как пояснил Ъ
глава Росавиации Евгений Бачурин, авторы концепции постарались
сделать ее более широкой по содержанию и включить вопросы, связанные
не только с аэропортами, но и с авиакомпаниями. В частности, документ
включает три крупных блока, посвященных классификации аэродромов и
формированию опорной аэродромной сети, инвестиционным потребностям и
показателям, которых планируется достичь при исполнении концепции.

Из концепции следует, что опорная сеть аэродромов (их перечень прежде
всего и должно утвердить правительство) будет включать в себя 121
аэродром. Всего их в России 351. Вошедший в перечень 121 аэропорт -- это
минимум, необходимый РФ для сохранения неразрывности транспортной
сети, военной и экономической безопасности, говорится в концепции.
Они не могут быть закрыты никогда -- независимо от имущественной и
иной принадлежности.

В список вошли 12 международных узловых
аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связности
сети, 8 по критериям социальной значимости (в городах-миллионниках,
курортах и центрах федеральных округов) и 64 аэропорта из перечня
запасных аэродромов. Первый список, как следует из документа,
формировался исходя из пассажирооборота каждого аэропорта (не менее
1% от суммарного пассажирооборота всех аэропортов России) и
пассажирооборота на регулярных международных воздушных линиях (не
менее 80 тыс. человек в год).

Эти критерии не вызвали вопросов у опрошенных Ъ отраслевых экспертов,
более того, их взгляды совпали с позицией разработчиков концепции.
Первая дюжина аэропортов позиционируется чиновниками как
потенциальные хабы (крупные транзитные узлы), на которые придется не
менее 20% трансферных пассажиров в общем потоке. В каждом из них
предполагается наличие базовой авиакомпании. "Это очень важный
момент,-- говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис
Рыбак.-- До сих пор чиновники вели разговоры о создании хабов без
учета авиакомпаний, хотя это невозможно. Теперь впервые
продекларировано, что в России должно быть около десятка крупных
перевозчиков".

Второй список состоит из узловых внутрироссийских аэропортов, и
критерии его формирования (пассажирооборот не менее 20 тыс. человек в
год, возможность авиаперелета в международный узловой аэропорт и
связи с четырьмя другими аэропортами федерального округа) эксперты
оценивают уже не так однозначно.
"Это выглядит скорее как попытка
найти критерии",-- говорит господин Рыбак. В частности, ранжирование
по объемам перевозок в этом списке "лишено смысла", поскольку не
отражает реальной ситуации в аэропорту и его перспектив.

"Предлагаемое чиновниками ранжирование аэропортов будет означать для них и степень
приоритетности финансирования, определенная логика в этом есть",--
считает глава аналитической службы 'Авиапорт' Олег Пантелеев.
Но эксперт опасается, что в результате может
возникнуть противоречие между тем, что разумно профинансировать с
точки зрения концепции, и тем, что нужно инвестировать в поддержание
инфраструктуры уже сейчас.

-------------------------------------------------------------------------
Какие аэропорты станут опорными в России

В перечень из 12 международных узловых аэропортов вошли Домодедово,
Шереметьево, Внуково (все три -- в Москве), Пулково (Петербург),
Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск), Курумоч (Самара),
Пашковский (Краснодар), Емельяново (Красноярск), Иркутск, Хабаровск,
Кневичи (Владивосток). К числу внутрироссийских узловых отнесены
аэропорты Архангельска, Мурманска, Нарьян-Мара, Сыктывкара, Казани,
Нового Уренгоя, Сургута, Тюмени, Абакана, Кызыла, Норильска, Томска,
Туры, Туруханска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Мирного,
Анадыря, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Необходимыми
для связности сети названы аэропорты Калининграда, Салехарда,
Хатанги, Тикси, Чокурдаха, Певека, Охотска, Махачкалы, Волгограда,
Омска, Тынды, Благовещенска, Жиганска, Усть-Неры и Тиличиков.
Социально значимыми признаны аэропорты Нижнего Новгорода, Уфы, Перми,
Челябинска, Сочи, Анапы, Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.

Сергей Ъ-Рыжкин

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное