Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторга США 24 февраля расширило перечень предметов роскоши, которые еще с марта 2022 года запрещено поставлять или реэкспортировать в Россию и Белоруссию. Теперь к ним причислены смартфоны дороже $300, фены и посудомоечные машины для дома (вне зависимости от цены), а также различные виды бытовой техники (пылесосы дороже $100, микроволновые печи, бытовые кофемашины и т. п.) и компьютерной периферии (клавиатуры, лазерные и струйные принтеры и жесткие диски дороже $300). Ограничения распространяются на товары производства США. Но таковой считается любая продукция, в которой 25% приходится на американские технологии или компоненты.
Ограничения вступят в силу 27 февраля после публикации в реестре нормативно-правовых актов США, уточняет партнер юрфирмы NSP Сергей Гландин.
Новые санкции в сфере электроники связаны с убежденностью США в том, что за импортом ноутбуков, смартфонов и бытовой техники скрывается не намерение перепродать товар, а стремление добраться до чипов, которые в дальнейшем используются для разработки вооружений и военной техники, считает руководитель международно-правовой практики K&P.Group Анастасия Симонова. «Важно, что теперь запрещенным будет не только поставка самого оборудования. Вводятся такие термины, как “компоненты”, “части” и “аксессуары”»,— подчеркивает юрист.
Введение новых экспортных ограничений означает, что импортная бытовая электроника из недружественных стран, скорее всего, будет постепенно замещаться товарами из Китая, Индии и других государств с развитым производством, которые не используют дорогостоящие американские компоненты и технологии и не применяют подобных ограничений в отношении РФ, предполагает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Вадим Перевалов.
Однако источник в крупном поставщике потребительской электроники сомневается, что новые ограничения окажут серьезное влияние на ситуацию: «Пока не было достаточно громких историй, связанных со вторичными санкциями, а значит, поставки не изменятся».
Он утверждает, что рынок уже выстроил новые цепочки, а снижение спроса на технику в Европе привело к тому, что «поставщики сами рады перераспределять долю европейского рынка в серую зону — Россию, Белоруссию».
Экспортные ограничения Минторга США затронули не только бытовую электронику, но и десятки российских компаний технологического сектора. Крупнейшим из пострадавших оказался «МегаФон». Там заявили, что им «искренне непонятны мотивы и причины включения компании в список экспортных ограничений». В операторе не видят в новых ограничениях прямых последствий для абонентов и клиентов. «Наличие “МегаФона” в списке, возможно, скажется на необходимости получать дополнительные лицензии от Минторга США в случае, если мы решим импортировать что-либо из этой страны. Мы продолжаем изучать возможные последствия ограничения на нашу деятельность»,— уточнили в компании, добавив, что рассматривают возможность оспаривания решения Минторга США.
Под экспортные санкции также попал один из крупнейших российских поставщиков систем распознавания лиц, VisionLabs (принадлежит МТС).
Наиболее жесткие санкции в отношении российских технологических компаний 24 февраля ввел Минфин США. В частности, в SDN-листе оказались «ИКС Холдинг», а также входящие в него ООО «Бастион», ООО «Цитадель» и АО «НПК “Криптонит”», которые разрабатывают телекоммуникационное оборудование и решения в области кибербезопасности. Также предприятия выступают крупнейшими поставщиками СОРМ-оборудования для российских операторов связи в рамках исполнения требований «пакета Яровой». Бенефициаром всех структур является Антон Черепенников, который и сам был одновременно включен в SDN-лист.
Попадание в SDN-лист предполагает блокировку активов в США и на счетах банков-корреспондентов в США, а также прекращение любых финансово-экономических правоотношений, поясняет Сергей Гландин.
Никита Королев, Анна Занина, Тимофей Корнев, Юрий Литвиненко





SIA.RU: Главное