В прошлом году размер среднего аванса в отрасли сократился до 16,7% от полной стоимости лизингового договора, тогда как ранее показатель составлял 21%, сообщили на XII Съезде лизинговой отрасли России аналитики «Эксперт РА» в минувшую пятницу. Такая динамика наблюдается на фоне роста аппетита ЛК к риску. По данным агентства, 83% участников рынка лизинга считают рынок высококонкурентным, 33% уверены, что основным методом конкурентной борьбы в 2023 году будет демпинг.
В первом квартале объем нового бизнеса в количественном выражении вырос на 27%, до 131 тыс. (со 103 тыс. годом ранее), следует из данных НРА. Данных по объему нового бизнеса в денежном выражении по итогам первого квартала пока нет. По итогам 2022 года — 1,98 трлн руб., по данным «Эксперт РА». Это на 13% ниже, чем годом ранее, но значительно лучше изначальных прогнозов в 40%. По итогам 2023 года участники рынка ожидают роста этого показателя на 10–15%.
Читайте также:
Как пояснил замгендиректора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александр Сараев, демпинг будет особенно характерен для лизинговых компаний, близких к государству или входящих в финансовые группы, то есть имеющих более дешевое финансирование. В среднем они смогут предлагать дисконт в 2 процентных пункта (п. п.) к тем ставкам, которые могут себе позволить рыночные ЛК, полагает он. Такая ситуация связана с вынужденным разворотом крупнейших компаний отрасли на работу с малым и средним бизнесом на фоне стагнации корпоративного сегмента. «Крупнейшие компании сейчас стремятся увеличить долю рынка, маржинальность бизнеса пока отходит на второй план»,— поясняет он.
По оценкам управляющего директора ИГ «Инсайт» Михаила Гонопольского, средние ставки на рынке лизинга сейчас находятся на уровне 15–17% в сегменте транспорта и спецтехники для качественных клиентов МСБ. Рыночные компании в лучшем случае могут привлечь финансирование по этим ставкам, предложить продукт клиентам на таких условиях экономически невозможно, заключает он. «Рыночным средним компаниям надо учиться работать в узких сегментах, в регионах,— говорит гендиректор "Интерлизинга" Сергей Савинов.— Если компания хочет выдавать дорого, она должна принимать риски».
Полина Трифонова