Госдума в первом чтении приняла законопроект, увеличивающий ответственность продавцов за навязывание дополнительных платных товаров и услуг, а также за отказ вернуть деньги или уклонение от рассмотрения жалобы. Предлагается вместо нынешних штрафов в 2 тыс. руб. для должностных лиц и 20 тыс. руб. для юрлиц определить административный штраф в размере двух- и трехкратной стоимости дополнительно навязанного товара или услуги, соответственно. За необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения требований потребителя предлагается ввести штраф для должностных лиц в 30–50 тыс. руб., а для юрлиц — 0,25–1 млн руб.
По мнению главы регионального блока проекта «За права заемщиков» «Народного фронта» Галактиона Кучавы, мягкие воззвания регулятора к рынку не приносят желаемого результата и мисселинг продолжает оставаться серьезной статьей доходов, которая помогает компенсировать ограничения ЦБ и потери из-за экономических шоков. Практика правозащитников в последние годы демонстрирует «стабильное увеличение количества жалоб потребителей на практики навязывания в банках, на страховом и микрофинансовом рынках», отмечает он.
По данным Банка России, в 2022 году количество жалоб, поступивших регулятору по вопросам мисселинга, достигло 5,8 тыс. В первом квартале 2023 года их количество составило 1,1 тыс., увеличившись за год на 3,5%. 51,3% жалоб пришлось на банки, 26,5% — на страховые организации.
«Сам факт навязывания доказать непросто, а даже когда он подтвержден, не всегда есть возможность доказать, что это политика участника рынка, а не единичный случай не в меру активного сотрудника»,— отмечает господин Кучава. По его словам, многократное увеличение штрафов «заставит рынок задуматься о рентабельности такого подхода».
Участники рынка с этим не спорят. По словам гендиректора МФК «Честное слово» Андрея Петкова, «недобросовестные кредиторы сто раз подумают, а нести ли такие большие риски получения штрафа, когда дешевле просто вернуть деньги клиенту».
Максим Буйлов





SIA.RU: Главное