Правительство перенесло с 1 сентября 2023 года на 1 марта 2024 года вступление в силу обновленных правил поставки газа на внутреннем рынке. В опубликованном Минэнерго проекте соответствующего постановления причиной называется отсутствие норм по графикам перевода потребителей на резервные виды топлива. Это не первое сдвижение сроков: исходно новый свод правил должен был начать действовать с 1 сентября 2022 года. Он утвержден в ноябре 2021 года и призван сменить правила от 1998 года. Их актуализируют в рамках «регуляторной гильотины».
Новый документ вызвал массу острых разногласий между поставщиками и потребителями, которые до сих пор не урегулированы.
Так, Минэнерго предлагает ужесточить условия неравномерности отбора газа внутри месяца: минимальный суточный объем поставки не должен быть более чем на 20% ниже, а максимальный — более чем на 10% выше среднесуточной нормы.
Это так называемая гибкость, которая сейчас бесплатна для потребителей, но выливается в дополнительные расходы для поставщиков. «Газпром», следует из свода разногласий, предлагает сузить коридор до 5%, НОВАТЭК — вести поставки только в пределах среднесуточной нормы, то есть фактически отказаться от коридора. «Совет производителей энергии» (СПЭ, объединяет генерирующие компании) считает, что минимальные суточные отклонения должны быть, наоборот, расширены до 50% и 30% соответственно.
Неравномерность поставки газа по предложенному Минэнерго сценарию не должны оплачивать коммунально-бытовые потребители и генкомпании. Поставщики предлагают сузить эту категорию только до населения и коммунальщиков.
Разногласия сохраняются и вокруг введения принципа take-or-pay («бери или плати») в договоры поставки газа объемом более 500 млн кубометров газа в год, то есть оплаты договорного объема поставки в случае его невыборки вне зависимости от причин.
Читайте также:
Недобор предлагается оплачивать в фактическом объеме поставки по цене не ниже договорной. «Газпром» предлагает расширить применение принципа «бери или плати», включив в него договоры объемом до 10 млн кубометров в год, а «Газпром межрегионгаз» предлагает опустить планку до 100 тыс. кубометров. При этом уточняется, что пункт о take-or-pay не будет распространяться на производителей энергии.
Вместе с тем СПЭ все равно предлагает его исключить. В ассоциации пояснили, что сам факт наличия у поставщиков газа подобных инструментов является «тревожным звоночком» для рынка, так как критерии применения условия take-or-pay могут со временем расшириться на остальных потребителей газа вне зависимости от их категории или объема потребления.
Продолжается дискуссия вокруг введения штрафных коэффициентов за перерасход газа.
Татьяна Дятел