Производители беспилотной техники разошлись в оценке последствий запрета иностранной техники в госсекторе. Минпромторг осенью планирует ввести «запретные ограничения» закупок иностранных беспилотных авиационных систем (БАС) в рамках гражданского госзаказа, сообщил первый замглавы ведомства Василий Осьмаков.
В апреле первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщал, что в этом году объем госзаказа (с учетом госкомпаний) составит 4,4 млрд руб., потенциальный объем на следующие два года — 93 млрд руб., до 2030 года — 200 млрд руб. Крупнейшие госзаказчики — МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минпросвещения. С 2018 по 2022 год в РФ заключили почти 2 тыс. госконтрактов на 13 млрд руб. Доля продукции российских изготовителей в гражданском сегменте рынка, как отражено в стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года, составляет всего 22%. В стратегии предусматривалось, что эта доля в госзаказе вырастет до 60% к 2026 году и 80% к 2030 году в базовом сценарии.
Ограничения однозначно пойдут на пользу российским производителям, говорит гендиректор «Клеверкоптера» Сергей Гусев. При этом нужно исключить возможность серого импорта и наклеивание российских «шильдиков» на китайские дроны, подчеркивает он. По его мнению, беспилотники еще «не настолько критическая отрасль экономики, где резкий переход на российский продукт может вызвать потрясения».
Однако многие участники отрасли настроены скептически. Российские компании могут выпускать в достаточном объеме только БАС самолетного типа для мониторинга, которые поставляют ГК «Беспилотные системы» (Supercam), «Геоскан», Zala и другие, отмечает замгендиректора ФИНКО Вадим Кузнецов. Но мультикоптерных БАС для видеосъемки, аэрофотосъемки (АФС), а также агродронов не хватает «как раз из-за сильных иностранных конкурентов — DJI, Autel». Умеренный протекционизм и субсидирование могут стимулировать отечественных производителей, отмечает он, «но резкий запрет приведет к серьезному дефициту и срыву большого количества проектов».
Айгуль Абдуллина





SIA.RU: Главное