По итогам 2023 года и в 2024 году опрошенные лизинговые компании ожидают замедления темпов роста в сегменте лизинга вагонов. Причины негативной динамики — сохранение двузначной ключевой ставки, при которой без повышения аванса лизинговый платеж перестает покрываться доходностью оперирования, поясняет гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Новый вагон не окупается на горизонте срока действия договора лизинга — 10–15 лет, отмечают в ГТЛК. «Тормозят развитие в сегменте высокие цены на вагоны и ремонт, высокие ставки финансирования, рост тарифов, в том числе на порожние пробеги, а также ограничения железнодорожной инфраструктуры»,— перечисляет риски директор департамента корпоративного бизнеса «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова.
По данным «Эксперт РА», доля лизинга железнодорожной техники в портфеле лизинговых компаний на 1 июля 2023 года составила 26%, превысив показатели других сегментов. За первое полугодие 2023 года объем нового бизнеса этого сегмента достиг 238 млрд руб., что более чем в два раза превысило прошлогодний показатель. По данным ГТЛК, средние цены новых вагонов за девять месяцев 2023 года выросли на 30–40%.
Читайте также:
На этом фоне лизинговые компании ищут новые механизмы работы, которые позволят обеспечить спрос лизингополучателей и сохранить рентабельность. «Сбербанк Лизинг» в середине октября запустил проект по экспресс-лизингу вагонов. Компания предлагает возможность заключать договоры по сути на розничных условиях: нулевой аванс, сумма сделки до 400 млн руб. (до 200 вагонов), срок до семи лет. Наибольшую заинтересованность в продукте «Сбербанк Лизинг» отмечает со стороны операторов подвижного состава и грузовладельцев. Сейчас лизинг железнодорожной техники составляет 23% в портфеле компании и 10% от нового бизнеса за девять месяцев 2023 года, указывает Ольга Кириллова.
Эксперты отмечают, что розничный оборот вагонов потенциально повышает плотность использования провозных мощностей.
Полина Трифонова