Согласно данным World Gold Council (WGC), по итогам года производство золота (добыча и вторичная переработка) выросло на 3%, до нового исторического максимума — 4898,9 т. За четвертый квартал производство сохранилось на уровне предыдущего года (1221,4 т). В то же время спрос на драгоценный металл, по данным WGC, за год снизился на 5%, до 4448,4 т, причем особенно сильно — в четвертом квартале. Основной причиной снижения потребления к концу года стало уменьшение спроса на металл со стороны финансовых регуляторов. За четвертый квартал центробанки приобрели менее 230 т, что на 40% меньше показателя аналогичного периода 2022 года и на 35% ниже значений третьего квартала. Ювелирная отрасль за квартал использовала 581,5 т металла, что сопоставимо с показателями предшествующего квартала, но на 3% ниже значений годом ранее.
Падение спроса со стороны регуляторов и ювелиров частично было компенсировано инвестиционным и промышленным спросом. По данным WGC, промышленный спрос составил по итогам квартала 80,6 т, что на 12% выше значений аналогичного периода 2022 года. Общий инвестиционный спрос за квартал достиг 258,3 т, на 4% выше, чем в конце 2022 года. Этому способствует уменьшение продаж металла со стороны профессиональных инвесторов.
При этом второй месяц подряд котировки золота на мировом рынке удерживаются выше уровня $2000 за тройскую унцию. С учетом текущего уровня цен эксперты не ждут значительного увеличения потребления металла со стороны ювелирной отрасли и промышленности. По мнению старшего аналитика «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Казакова, ювелирная отрасль покажет рост по итогам года не более 1–2% с учетом дороговизны золота и инфляционного давления на бюджеты домохозяйств. «В промышленности действует долгосрочный тренд на снижение потребления золота в стоматологии и постковидную коррекцию спроса в электронике»,— отмечает он.
Менее чувствительны к динамике стоимости благородного металла частные инвесторы и центробанки, которые рассматривают такие инвестиции как защиту от геополитических рисков.
Виталий Гайдаев