Новости / Недвижимость

«Локомотив разогнался, и кто-то дёрнул стоп-кран». Власти решили ограничить маркетплейсы

В Совете федерации разработали законопроект, который заметно ограничивает владельцев онлайн-площадок, занимающих более четверти рынка в стране. Документ предполагает, что они не смогут открывать новые объекты логистической инфраструктуры, в том числе пункты выдачи заказов, а также приобретать доли в любых компаниях независимо от их формы владения.

«В стране должна быть конкуренция»

Онлайн-ритейлеры успели занять заметную долю в российской торговле, однако до сих пор их деятельность законодательно не отрегулировали, заявил в беседе с “Ъ FM” автор инициативы, глава комитета Совета федерации по экономической политике Андрей Кутепов:

«Все принимается в соответствии с нынешним законом о торговой деятельности, где достаточно четко установлена предельная доля рынка для участников торговли, и его действие распространяется на всю страну. Развитие это не остановит. В силу того, что маркетплейсы набирают обороты и прочно встроились в экономику, назрела необходимость отрегулировать законодательно ряд вопросов. Причем каждый год увеличение оборота достаточно существенное, в этом году мы ожидаем оборот до 7 трлн руб. Кроме того, необходимо встроить этот сектор в законодательство о защите конкуренции. Вообще, в законе о торговой деятельности достаточно четко все прописано, все то же самое будет и здесь. На пользователях это никак не отразится. Что касается партнеров, в нашей стране должна быть конкуренция».

«Программу по развитию распределительных центров могут притормозить»

Но к чему могут привести такие правила? Независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов не исключает, что владельцам крупных маркетплейсов придется заметно пересмотреть подходы к бизнесу:

«Представьте, что локомотив разогнался до 300-500 км/ч, и вдруг кто-то неожиданно дернул стоп-кран. В таком положении окажутся два самых крупных игрока — Ozon и Wildberries, у которых доля уже далеко за 25% в принципе по России. У них достаточно большая программа по развитию распределительных центров, по открытию пунктов выдачи заказов. Вот это все придется внезапно остановить. Но это экстенсивный рост, потому что рынок в целом растет, и люди туда приходят, потому что больше и некуда приходить. Видимо, Wildberries догадывался о такой ситуации, потому что совсем недавно они заявили, что идут в направление девелопмента — они теперь не для себя, а для других построят склады. Скорее всего, они могут переориентировать свой бизнес просто на развитие инфраструктуры, которая для онлайна будет весьма пригодна».

«Это скажется на потребителях и малом бизнесе»

Если власти одобрят ограничения для владельцев крупных маркетплейсов, это ударит не только по самим онлайн-площадкам, но также по их партнерам и пользователям, считает партнер консалтингового бюро D&A Partners Екатерина Смирнова: «Во-первых, маркетплейс может продолжать продавать тот же объем товаров, только теперь получать их потребители должны будут в неудобных для них локациях. Во-вторых, малый и средний бизнес за счет маркетплейсов получает доступ к неограниченному числу покупателей.А теперь представляем, что эти онлайн-площадки вместо 1 млн пунктов выдачи заказа имеют 250 тыс. И эти ПВЗ, конечно, уже заняты. Кому откажут в доступе на маркетплейс? Малому и среднему бизнесу. На рынке достаточно много игроков, они понимают, что они еще чуть-чуть подрастут и окажутся в зоне, когда у них резко сокращается число пунктов выдачи. Антимонопольный орган вмешивается в твою договорную и ценовую политику. При таких вводных стимул расти и конкурировать будет просто минимальным».

Владимир Расулов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес о кризисе 2024":
Все материалы сюжета (853)