Согласно отчетности «Европлана» по МСФО, в 2023 году заметно увеличились сроки по лизинговым сделкам. Так, доля сделок на сроки от двух лет выросли в целом на 2,9 процентного пункта (п. п.), от двух до трех лет — на 0,7 п. п., от трех до четырех лет — на 1 п. п. Рост в 1,5 раза показала доля сделок на срок от четырех до пяти лет — до 3,5% от их общего числа в компании. Это произошло за счет сокращения доли сделок сроком до одного года — с 44% до 41,1%. «Европлан» работает только с розничными сегментами, преимущественно с разными типами колесного транспорта.
Подтверждают тренд и компании, которые работают не только с розницей. В среднем по портфелю длина лизинговых контрактов в 2023 году выросла примерно на 10%, уточняет гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов.
По словам младшего директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолия Перфильева, сроки договоров увеличились в среднем с 2,9 до 3,1 года. Наибольшее удлинение произошло в корпоративных сегментах (с 12 до 14 лет), которые отличаются от розницы большим сроком эксплуатации и высокой стоимостью предметов лизинга.
Читайте также:
Удлинение договоров «связано с возросшими ценами на предметы лизинга и более жесткой денежно-кредитной политикой, которая напрямую влияет на увеличение ставок и удорожание лизинга», поясняет гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов. По его словам, лизинговые компании стали предлагать предпринимателям увеличенные сроки договоров лизинга и минимальные авансы для комфортного входа в сделку, а также возможности уменьшения лизинговых платежей.
Ранее средний срок варьировался в диапазоне 40–44 месяцев, в настоящее время — 52–60 месяцев, в 2021 году средний размер аванса в автолизинге составлял 18–20%, в прошлом году он закрепился на уровне 7–8%, добавляют в «ВТБ Лизинге».
Полина Трифонова