Совет директоров Банка России 26 апреля 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых.
– Текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Из-за сохраняющегося повышенного внутреннего спроса, превышающего возможности расширения предложения, инфляция будет возвращаться к цели несколько медленнее, чем Банк России прогнозировал в феврале, – говорится в сообщении регулятора.
Это означает более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось ранее.
– Оперативные индикаторы указывают на то, что в I квартале 2024 года российская экономика продолжает расти заметно быстрее, чем прогнозировалось. Потребительская активность остается высокой на фоне существенного роста доходов населения и уверенных потребительских настроений. Данные опросов предприятий свидетельствуют о сохранении высокого инвестиционного спроса. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным. Прогноз по росту ВВП в 2024 году повышен до 2,5–3,5%. Дефицит трудовых ресурсов — главное ограничение для расширения выпуска товаров и услуг. При этом жесткость рынка труда продолжает нарастать. По данным мониторинга предприятий, дефицит рабочей силы вырос в большинстве отраслей.
– Мы готовы удерживать ключевую ставку на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется для устойчивого возвращения инфляции к цели, – заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Прогноз среднегодовой ключевой ставки на 2024 и 2025 годы повышен. Она будет находиться в диапазоне 15,0–16,0% годовых в этом году и 10,0–12,0% годовых в следующем году.
Президент России Владимир Путин, выступая 25 апреля на съезде РСПП, отметил, что ЦБ держит ключевую ставку из-за инфляции, иначе инфляция будет двузначной, как в Турции и ряде других стран.
– Мы постоянно в контакте с председателем Центрального банка. Объемы кредитования растут, и темпы хорошие. Угроза инфляции, как считает руководство Центрального банка, она все-таки над нами еще висит. Мы видим тенденции, тенденции положительные – в эту сторону снижения, – заявил президент.
Михаил Зельцер, эксперт БКС Мир инвестиций:
– Для иного решения у ЦБ попросту не было аргументов. Темп роста цен в экономике замедляется, о чем сигнализируют недельные метрики инфляции. Рубль относительно стабилен, валютная волатильность погашена, курс доллара после апрельского скачка ожидаемо вернулся ниже 92. И это доводы против повышения ключевой ставки. С другой стороны, сохраняется дисбаланс спроса и предложения товаров и услуг, а рынок труда остается в напряжении — факторы против быстрого понижения стоимости фондирования. По совокупности вводных совершенно не удивляет удержание паузы на 16% годовых.
Следующее заседание состоится 7 июня, наверняка и там ключевая ставка сохранится. Но срок до монетарного разворота истекает. Если I полугодие и завершится на текущем уровне ставки, то со II полугодия вероятность секвестра ключевой ставки начнет расти. По нашим оценкам, к концу года стоимость фондирования все-таки может опуститься поближе к 12%.
Евгений Кошелев, директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка:
– Итог заседания Банка России можно коротко охарактеризовать как умеренное смягчение сигнала на перспективу. Характеристика не лежит на поверхности, особенно на фоне неизменности ключевой ставки на уровне 16.0% годовых и отсутствия четких ориентиров «направленности» политики на предстоящие заседания (что, в целом, трудно было ожидать).
Однако умеренное смягчение следует из прогнозной траектории ключевых экономических индикаторов: ожидаемой инфляции на конец 2024 года на уровне 4.3-4.8% г/г (+0.3 пп в сравнении с прошлым прогнозом) и средней ключевой ставки до интервала 14.5-16.0% в пересчете с конца апреля до конца года (с конца февраля действовал интервал 13.2-15.0% годовых). Во-первых, мы читаем данные цифры указанием на то, что регулятор не заложил в текущий прогноз сценария повышения ключевой ставки (16.0% - верхняя граница при текущей ставке 16.0% годовых) и сохранил широкий простор для снижения ключевой ставки до конца года (14.5% - нижняя граница допускает снижение до 11.0% на конец года). Во-вторых, подобная асимметрия в прогнозе по ставке не помешала пересмотру прогноза по инфляции на +0.3 пп на декабрь, а, следовательно, сомнения о готовности снижать ставку в условиях отложенного возврата к цели по инфляции (4.0%) могут отойти на второй план.
Стоит ли говорить о том, что в апреле регулятор кардинально изменил вектор своей политики? Ответ, увы «нет». Проблема в том, что регулятор сделал пересмотр прогнозная по экономическому росту – улучшил траекторию по росту ВВП сразу на +1.5 пп (до 2.5-3.5% г/г). Это говорит о признании высокого потенциала внутреннего спроса и сохранения проинфляционных рисков. Признанием этих проблем стало повышение прогноза средней ключевой ставки на 2025 год сразу на +2 пп до 10.0-12.0% годовых. Возможно, регулятор постепенно «приучает» экономических агентов к ожиданию более высоким процентным ставкам (= более жестким денежно-кредитным условиям, требующимся для достижения цели по инфляции) на среднесрочном горизонте, и следующим пунктом может стать признание, что интервал 6.0-7.0% будет недостижим в 2026 году. Подобный сигнал остается востребован для экономики, так как может сформировать более отчетливую картину для ставок по депозитам и по кредитам на срок 2-3 года – по меньшей мере он может стать поводом для снижения спроса на краткосрочное кредитование под плавающие ставки и сформировать более четкие ориентиры для инструментов с фиксированными ставками.