"Из авиакомпаний высосали все что можно"
Президент ТД ТОАП Евгений Островский
-- Произошли ли изменения на рынке авиатоплива в этом году? Как вы их оцениваете?
-- Могу только с сожалением констатировать, что продолжается монополизация рынка нефтяными госкомпаниями -- как в оптовом звене, так и в розничном. Так, например, сейчас стал популярен тезис о целесообразности прямых контрактов нефтяных компаний с авиаперевозчиками. Но следует понимать, что это беда для авиакомпании. Единственное, что заставляет нефтяников в отсутствие конкуренции снизить цену для потребителя,-- это указание сверху. Обратите внимание, о монополизации рынка мы говорим уже четыре года, но популярной эта тема стала только этим летом, когда в Москве цены
на керосин стали выше, чем во Франкфурте, и это попало на глаза высокому начальству. "Надо бы снизить цены",-- сказало начальство. И они пошли снижаться.
Россия сама производит, сама потребляет топливо и логистически оторвана от остального мира. Так почему здесь ценообразование зависит от европейского рынка? Это загадка.
-- В аэропортах стали появляться альтернативные топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Может ли это решить проблему?
-- Не в этом дело. Например, "Газпром нефть" заявила о строительстве альтернативного ТПЗ в Шереметьево. Но необходимо понимать, что наличие двух госкомпаний, которые имеют нерыночное ценообразование, не является конкуренцией и даже ее подобием, поскольку нет главного условия рыночных отношений -- свободного доступа к продажам. Это чиновничьи игры планово-распределительного характера, которые к рынку никакого отношения не имеют.
При этом отметьте, что нефтяные компании норовят присутствовать только в крупных аэропортах первой двадцатки, а как быть остальным? В сентябре я получил панические письма от двух достаточно удаленных субъектов федерации, которые видят в ТОАП единственного, кто может обеспечить социальные перевозки по большому количеству их аэропортов.
Я сначала подумал, что они ошиблись адресом: автор письма уровня зампредседателя правительства апеллировал к конституционному праву людей на передвижение и даже на жизнь. И здесь нет ничего удивительного: в некоторых регионах нет никакого другого транспортного сообщения, кроме воздушного, и если кто-то заболел, то ему может помочь только санитарная авиация. Раньше было много мелких поставщиков, которые работали в регионах, но они давно исчезли с
рынка, так что кроме ТОАП этими аэропортами сейчас просто некому заниматься.
-- Так или иначе, стоимость керосина сейчас падает. Может ли это спасти рынок авиаперевозок?
-- На бизнесе авиакомпаний это не сильно скажется, потому что "высокий" сезон уже закончился. Перевозчики летом зарабатывают себе некоторый "жирок", чтобы нормально отработать зиму, когда пассажиропоток естественным образом снижается из-за отсутствия массовых потоков туристов и отпускников. А этим летом из авиакомпаний высосали все что можно, у них нет запасов, а пассажиропоток уже пошел вниз.
Интервью взял Алексей Ъ-Екимовский
Президент ТД ТОАП Евгений Островский
-- Произошли ли изменения на рынке авиатоплива в этом году? Как вы их оцениваете?
-- Могу только с сожалением констатировать, что продолжается монополизация рынка нефтяными госкомпаниями -- как в оптовом звене, так и в розничном. Так, например, сейчас стал популярен тезис о целесообразности прямых контрактов нефтяных компаний с авиаперевозчиками. Но следует понимать, что это беда для авиакомпании. Единственное, что заставляет нефтяников в отсутствие конкуренции снизить цену для потребителя,-- это указание сверху. Обратите внимание, о монополизации рынка мы говорим уже четыре года, но популярной эта тема стала только этим летом, когда в Москве цены
на керосин стали выше, чем во Франкфурте, и это попало на глаза высокому начальству. "Надо бы снизить цены",-- сказало начальство. И они пошли снижаться.
Россия сама производит, сама потребляет топливо и логистически оторвана от остального мира. Так почему здесь ценообразование зависит от европейского рынка? Это загадка.
-- В аэропортах стали появляться альтернативные топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Может ли это решить проблему?
-- Не в этом дело. Например, "Газпром нефть" заявила о строительстве альтернативного ТПЗ в Шереметьево. Но необходимо понимать, что наличие двух госкомпаний, которые имеют нерыночное ценообразование, не является конкуренцией и даже ее подобием, поскольку нет главного условия рыночных отношений -- свободного доступа к продажам. Это чиновничьи игры планово-распределительного характера, которые к рынку никакого отношения не имеют.
При этом отметьте, что нефтяные компании норовят присутствовать только в крупных аэропортах первой двадцатки, а как быть остальным? В сентябре я получил панические письма от двух достаточно удаленных субъектов федерации, которые видят в ТОАП единственного, кто может обеспечить социальные перевозки по большому количеству их аэропортов.
Я сначала подумал, что они ошиблись адресом: автор письма уровня зампредседателя правительства апеллировал к конституционному праву людей на передвижение и даже на жизнь. И здесь нет ничего удивительного: в некоторых регионах нет никакого другого транспортного сообщения, кроме воздушного, и если кто-то заболел, то ему может помочь только санитарная авиация. Раньше было много мелких поставщиков, которые работали в регионах, но они давно исчезли с
рынка, так что кроме ТОАП этими аэропортами сейчас просто некому заниматься.
-- Так или иначе, стоимость керосина сейчас падает. Может ли это спасти рынок авиаперевозок?
-- На бизнесе авиакомпаний это не сильно скажется, потому что "высокий" сезон уже закончился. Перевозчики летом зарабатывают себе некоторый "жирок", чтобы нормально отработать зиму, когда пассажиропоток естественным образом снижается из-за отсутствия массовых потоков туристов и отпускников. А этим летом из авиакомпаний высосали все что можно, у них нет запасов, а пассажиропоток уже пошел вниз.
Интервью взял Алексей Ъ-Екимовский




SIA.RU: Главное