Комментарии

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Хорошо должно быть там, где мы есть

Хорошо должно быть там,

где мы есть

В "Программе социально-экономического развития города Иркутска до 2020 года" определены основные направления развития города. Коммерческие банки Иркутска уже сегодня немало делают для его развития. Однако результаты этой работы могут быть гораздо весомее, если банкиры, коммерческие предприятия и Администрация Иркутска объединят свои усилия по гармонизации интересов населения города.

В марте этого года в Администрации г.Иркутска под эгидой Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области и Байкальского государственного университета экономики и права прошел круглый стол "Проблемы и перспективы развития банковского сектора в г.Иркутске". С докладами на круглом столе выступили профессор БГУЭП В.И.Самаруха и заместитель начальника Главного управления Банка России по Иркутской области Т.В.Иванова.

Доклад В.И.Самарухи, во многом посвященный "Программе комплексного социально-экономического развития города Иркутска до 2020 года" (далее -- Программа) и роли коммерческих банков города в ее реализации, дал серьезную пищу для размышлений.

Нам представляется, что любая территория, и город Иркутск в том числе, будут успешно развиваться только в том случае, если населяющие эту территорию люди будут способны удовлетворять свои интересы.

Всю многоплановую гамму человеческих интересов упрощенно можно свести к трем составляющим: экономической, социальной и экологической. Каждому жителю территории, во-первых, необходимо удовлетворить свой экономический интерес, то есть иметь возможность зарабатывать себе на пропитание. Во-вторых, иметь возможность владеть хорошим жильем, получать качественные медицинские и образовательные услуги, ездить по хорошим дорогам и т.д. -- то есть человек должен иметь возможность удовлетворять свои многообразные социальные интересы. И, наконец, житель территории должен быть уверен, что не умрет раньше времени от большого количества промышленных отходов предприятий, на этой же территории расположенных. В этом и заключается экологический интерес.

Кстати сказать, сама структура Программы отражает указанную триаду интересов. Так, например, второй раздел Программы называется "Приоритеты социального развития города", третий -- "Направления роста экономического потенциала", а четвертый раздел носит короткое название "Экологическая безопасность". Это при том, что во всей Программе существует только пять разделов. Постановка в Программе социального раздела перед экономическим по замыслу разработчиков, видимо, должна свидетельствовать о социальной направленности Программы.

Если все перечисленные интересы -- экономический, социальный, экологический -- находятся в равновесии, то такая территория становится привлекательной для проживания. При этом критерием гармонии этих интересов является миграционные процессы. Туда, где эти интересы взаимоувязаны, люди приезжают, а с территорий, где хотя бы один из указанных интересов не удовлетворяется -- уезжают. По данным Иркутского отдела государственной статистики, численность постоянного населения Иркутска с 1999 по 2005 год уменьшилась с 601,4 до 578,1 тыс. человек, то есть за последние шесть лет произошло уменьшение на 23,3 тыс. человек. Так, например, в 2005 году в Иркутск прибыло 6696 человек, а убыло 9329 человек. Именно это и свидетельствует о том, что не все в порядке "в датском королевстве".

Попробуем разобраться, что происходит. Как случилось, что столица такого богатого региона, как Иркутская область, перестала быть привлекательной для проживания?

Ответ на этот вопрос в определенной степени дается в докладе В.И.Самарухи, из которого видно, что во второй половине XX века, на мощной волне послевоенного строительства в Иркутской области поднялись такие города как Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Саянск. Безусловно, это дало огромный толчок развитию экономики области в целом, послужило мощным стимулом для привлечения специалистов и рабочих в эти города из западных регионов страны. Иркутск же в этот период, оставаясь надежной базой для строительства перечисленных городов, сам практически не развивался. Иркутск фактически был заложником при реализации планов государства по развитию экономики страны, поскольку все перечисленные стройки носили в то время общегосударственный характер.

Второй раз Иркутск оказался заложником уже после перестройки, в период рыночных преобразований в стране. Он стал заложником финансово-промышленных групп, фактически разделивших между собой мощный экономический комплекс области и города, созданный в советский период, и не сделавших практически ничего для дальнейшего развития экономического потенциала города и области. Строительство и ввод в эксплуатацию в этом году пятой очереди Иркутского алюминиевого завода финансово-промышленной группы СУАЛ, на наш взгляд, является тем самым исключением, которое, как известно, лишь подтверждает правило. Речь идет о том, что в городе не создаются новые рабочие места. Подтверждением этому является то, что начиная с 2002 по 2005 год в Иркутске идет сокращение количества работников, занятых на крупных и средних предприятиях города, с 192377 до 181022 человек.

В таком случае можно предположить, что должна расти численность населения, занятого на малых предприятиях. Но с 2003 по 2005 год среднесписочная численность работающих на малых предприятиях Иркутска тоже уменьшилась -- с 38,4 до 33,1 тысяч человек. Однако здесь необходимо отметить одну весьма позитивную тенденцию. При указанном уменьшении численности работающих выручка от реализации продукции, работ и услуг малых предприятий выросла за этот же период с 52626,2 до 79790,7 млн. руб. Выработка на одного занятого на предприятиях малого бизнеса в денежном выражении возросла с 1370,4 до 2410,6 тыс. руб. или на 75,9% за три года. Это весьма показательно, так как именно в этот период коммерческие банки области начали создавать свои программы кредитования предприятий малого бизнеса. В ходе реализации этих программ финансовые средства банками выделялись, прежде всего, для приобретения технологического оборудования. Отсюда и рост производительности труда в малом бизнесе. Так что сетования отдельных участников круглого стола по поводу сложностей при финансировании предприятий малого бизнеса убедительно опровергаются приведенной статистикой.

Между тем, именно малый и средний бизнес города, на наш взгляд, является главной сферой приложения своих сил финансово-кредитными учреждениями города. Дело в том, что крупнейшие предприятия региона давно разделены между финансово-промышленными группами России, которые имеют свободный доступ к более дешевому международному финансированию. Наряду с этим достаточно серьезную конкуренцию корпоративному кредитованию составляет конкуренция со стороны рынка ценных бумаг. В крайнем случае, как правило, крупные клиенты обращаются за кредитами к таким российским банкам как ВТБ и Сбербанк, располагающим сравнительно недорогими финансовыми ресурсами.

Другое дело, что финансирование предприятий малого бизнеса является зоной высокого риска, который вынуждены принимать на себя финансово-кредитные учреждения. Здесь, очевидно, необходима специализация и постепенное накопление опыта работы с предприятиями малого бизнеса. Именно по такому пути, например, пошла группа ВТБ, выделив направление кредитование предприятий малого бизнеса в ЗАО Банк ВТБ 24. Работа в нем построена по специально разработанной "Программе кредитования предприятий малого бизнеса". Неслучайно в 2006 году Банк ВТБ 24 показал почти самые высокие темпы увеличения объемов кредитования малого бизнеса среди финансово-кредитных учреждений России. При этом, по словам Вице-президента ВТБ 24 Евгения Немеринского, сформирован и успешно работает механизм государственного обеспечения залоговых обязательств по кредитам предприятий малого бизнеса. Именно по этой схеме в прошлом году банком было выдано кредитов предприятиям малого бизнеса на сумму около 1 млрд. руб. В 2006 году ВТБ 24 заключил 17 соглашений с региональными администрациями по механизму поручительств.

Можно по-разному относиться к идее создания агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова. Можно спорить о целесообразности ее реализации. Однако уже сегодня ясно одно, этой идее следует оказывать всемерную поддержку уже только потому, что конечной целью ее воплощения является привлечение инвестиций в регион, что должно создать базу для реализации экономического интереса и жителей Иркутска в том числе. Создание новых рабочих мест, безусловно, повысит привлекательность Иркутска для населения в ходе неизбежных миграционных процессов, протекающих в стране.

Что касается социальной сферы, то эти интересы жителей Иркутска должны удовлетворяться, как правило, за счет бюджетных средств. Тем не менее, и в формировании социальной сферы города коммерческие банки также могут поучаствовать. На круглом столе прозвучало вполне разумное предложение заместителя управляющего филиалом Национального банка "Траст" В.И.Рудыха по ускорению темпов строительства нового моста через Ангару. Федеральное финансирование этого исключительно важного для Иркутска проекта осуществляется крайне нерегулярно: есть деньги -- строительство идет, нет -- приостанавливается. А между тем именно коммерческие банки, по мнению В.И.Рудыха, могли бы взять на себя финансирование возникающих кассовых разрывов под будущие поступления средств из федерального бюджета.

Понятно, что при организации финансирования подобных объектов должны проводиться конкурсы среди коммерческих банков. На основании имеющегося у ВТБ опыта следует отметить, что такие конкурсы проводятся Администрацией Иркутска регулярно на очень высоком уровне при полной прозрачности, когда конверты с предложениями банков вскрываются специальной конкурсной комиссией в присутствии их представителей. Возможно, банкам понадобятся поручительства Администрации Иркутска, но и это не проблема -- механизм получения таких поручительств давно отработан.

На самом деле коммерческие банки вносят серьезный вклад в развитие социальной сферы города. Большая половина финансово-кредитных учреждений располагает своими программами ипотечного кредитования. Хорошим подспорьем для решения проблем населения, в том числе и социальных, является потребительское кредитование. Внедряются новейшие достижения в этой области. Например, такие как реализация зарплатных проектов на предприятиях города с предоставлением овердрафта по пластиковой карте в размере до шести окладов, как в ВТБ 24.

В Иркутской области, где сосредоточено большое количество предприятий топливно-энергетической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также цветной металлургии, -- проблема экологической безопасности является особенно актуальной. Обладая богатейшими ресурсами, Иркутская область является одним из регионов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. По данным газеты "Коммерсантъ", только в 2005 году 520 предприятий Иркутской области выбросили в атмосферу 520 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них 3,5% или 18200 тонн приходится на г.Иркутск, или 32 килограмма загрязняющих веществ на одного жителя города. При этом, по словам волонтера "Байкальской экологической волны" Дженифер Саттон, Иркутск находится в списке городов России с наибольшим уровнем загрязнения в течение 13 лет. Неслучайно разработчики Программы включили в нее главу, которую назвали "Экологическая безопасность".

Нельзя сказать, что в регионе ничего не делается по улучшению экологической обстановки. Только в 2006 году, по данным газеты "Коммерсантъ", экологические затраты предприятий составили 2,9 млрд. руб. при запланированных 1,7 млрд. руб. Эти затраты были проведены предприятиями как за счет собственных средств, так и при поддержке из регионального бюджета.

Могут ли коммерческие банки повлиять на улучшение экологической обстановки в городе Иркутске? Безусловно, могут. И достойные примеры решения экологических проблем с помощью коммерческих банков в Иркутской области существуют. Так, например, филиал ОАО Банк ВТБ в г.Иркутске профинансировал строительство группой компаний "АкТех" завода по переработке аккумуляторного лома и производству свинца и сплавов ЗАО "Эколидер" в г.Свирске. Согласно проекту, ежегодно предполагается перерабатывать 16 тыс. тонн отработанных аккумуляторных батарей с производством свинца и сплавов до 2 тыс. тонн. Это один из примеров решения экологических проблем с привлечением кредитных ресурсов коммерческого банка.

В заключение можно сделать вывод о том, что разработчики "Программы социально-экономического развития города Иркутска до 2020 года" абсолютно верно определили основные направления развития города. И надо сказать, что коммерческие банки Иркутска уже сегодня немало делают для его развития. Однако результаты этой работы могут быть гораздо весомее, если банкиры, коммерческие предприятия и Администрация Иркутска объединят свои усилия по гармонизации интересов его населения.

Г.А.Шаламов, заместитель управляющего филиалом ОАО Банк ВТБ в г.Иркутске, к.э.н.

Материал подготовлен к публикации Сибирским Информационным Агентством (СИА, Иркутск)




Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.