Чтобы стабилизировать свое финансовое положение, крупнейшие российские ресторанные компании начали сокращать персонал. Ресторанный холдинг "Арпиком" (сети "Колбасофф", "Филимонова и Янкель") уволит 30% офисных сотрудников, а сеть кофеен "Кофе-Хауз" -- 10%. На ближайшие полгода рестораторы заморозили запуск новых точек. Рост рынка, который в этом году должен увеличиться на 26% до $24 млрд, в 2009 году резко замедлится: с начала сентября ресторанные
сети зафиксировали падение объемов продаж в среднем на 5%.
"Кофе-Хауз" планирует сократить до 10% офисных сотрудников, рассказал "Ъ" гендиректор сети "Кофе-Хауз" Владислав Дудаков, отметив, что большинство сокращений пришлось на отдел развития, где сократили до 80% штата. По его словам, сеть развивалась за счет кредитов Экспобанка, и сейчас ей необходимо реструктуризировать долг. "Мы
ведем переговоры о пролонгации долгов",-- говорит он. Ближайший конкурент "Кофе-Хауза" сеть "Шоколадница" пока персонал не сокращала, утверждает гендиректор сети Алексей Каиро.
Сотрудник "Арпикома" (сети "Гудман", "Колбасофф", "Филимонова и Янкель") говорит, что некоторое время назад совладелец компании Михаил Зельман известил сотрудников офиса о сокращении до 30% персонала и приостановке развития. Господин Зельман уточнил, что будут открыты только реализованные на 80% проекты. В ГК Аркадия Новикова не смогли прокомментировать влияние кризиса на свой бизнес. Но "Ресторанный дом Андрея Деллоса" ("Пушкинъ", "ЦДЛ", "Турандот",
сеть кафе "Му-Му") отказался от запуска четырех новых концептуальных ресторанов. Не будет расширяться и сеть "Му-Му", отметил господин Деллос. Другие опрошенные "Ъ" рестораторы не планируют в ближайшие полгода открывать новые точки.
Часть клиентуры рестораторы скоро потеряют. Михаил Зельман говорит, что уже отметил пятипроцентное падение выручки ресторанов "Арпикома". "Обычно в сентябре-октябре после летнего сезона мы наблюдали резкий рост продаж. В этом году продажи росли, но незначительно",-- соглашается Владислав Дудаков. По его прогнозам, в январе-феврале
2009 года продажи "Кофе-Хауза" могут упасть на 20%. "Продажи будут падать, но люди, как и в 1998 году, не
откажутся от ресторанов совсем -- тогда выручка падала на 15-20%",-- делится он. Больше всего от кризиса пострадают банкетные рестораны, уверен господин Деллос. "Запросов на проведение корпоративных праздников и других массовых развлечений уже стало в два раза меньше",-- говорит он, указывая, что его ресторанам банкеты приносят 5-10% выручки.
Меньше всего пострадают операторы сетей фастфуда, так как цена при выборе заведения общепита может стать решающим фактором, считает господин Ордовский-Танаевский-Бланко.
Кристина Ъ-Бусько




SIA.RU: Главное