Как и предполагал "Ъ" вчера, Россия и Китай согласовали основные принципы долгосрочных поставок нефти. Как сообщили "Ъ" два источника, знакомых с ходом переговоров, в рамках 13-й регулярной встречи глав правительств России и КНР был
подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере, предполагающий поставки компанией в Китай 15 млн тонн нефти в год с 2011 по 2030 год.
Нефть будет поставляться по ответвлению от трубопровода ВСТО. Вчера президент "Транснефти" Николай Токарев и гендиректор китайской CNPC Цзян Цзэминь подписали соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода Сковородино--граница с КНР (64 км). Представитель "Транснефти" Игорь Демин пояснил "Ъ", что после
заключения на ТЭО госэкспертизы (оно должно появиться до 1 ноября) будут согласованы сроки строительства. .
Как сообщил "Ъ" источник в МИДе, в меморандуме оговорено, что в обмен на гарантию поставок и строительство трубопровода Китай согласился предоставить российским компаниям кредиты в целом на $25 млрд. Из них, говорит собеседник "Ъ", близкий к переговорам, $15 млрд получит "Роснефть" под гарантию поставок, а $10 млрд -- "Транснефть" (в
компаниях эту информацию не комментируют). Четкие условия пока не определены, говорит он. Стороны договорились, что коммерческие соглашения к меморандуму должны быть подписаны до 1 марта 2009 года. Однако вице-премьер Игорь Сечин вчера заявил, что проекты документов по поставкам должны быть готовы уже к 25 ноября.
"Одним из основных пунктов преткновения является то, что Китай пока не согласовал ставку, по которой будут предоставлены кредиты",-- уточняет собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. Тем не менее Китай согласился предоставить "Роснефти" первый транш кредита на $5 млрд до конца года.
""Роснефть" и "Транснефть" имеют самую высокую долговую нагрузку среди российских нефтегазовых "голубых фишек": их совокупный долг равен $21,2 млрд и $7,7 млрд соответственно, при этом около 50% задолженности является краткосрочной",-- отмечает аналитик "Ренессанс Капитал" Евгения Дышлюк. По ее словам, новость о договоренностях с
Китаем должна уменьшить обеспокоенность инвесторов. Но партнер RusEnergy Михаил Крутихин добавляет, что китайское направление экспорта пока представляется убыточным. По мнению эксперта, если сетевой тариф не будет введен, транспортные издержки на китайском и тихоокеанском направлениях будут выше в два-четыре раза, чем на направлениях на Приморск или Новороссийск.
Наталья Ъ-Скорлыгина, Андрей Ъ-Иванов




SIA.RU: Главное