Запах крови
На российском валютном рынке курс доллара к рублю обновил 2,5-летний максимум. Этому способствовало решение ЦБ расширить коридор колебаний курса рубля к бивалютной корзине, а также возобновившееся укрепление доллара к евро на международном рынке "forex".
Официальный курс ЦБ РФ, установленный с 13 ноября, составляет 27,47 руб. за доллар, что является максимальной отметкой с 21 апреля 2006 года. При этом на торгах 11 ноября, на которые пришелся пик роста, общий объем сделок по паре доллар-рубль превысил 8 млрд. долл. Из них, по оценкам дилеров, на долю продаж Банка России пришлось около 7 млрд. долл., то есть в разы больше, чем в предыдущие несколько дней.
По мнению большинства специалистов, в настоящих условиях "повышение гибкости" валютного курса равнозначно ослаблению национальной валюты, так как все играют против рубля, и решение ЦБ только стимулирует эту игру. Кроме того, один процент ослабления рубля 11 ноября стоил ЦБ около 1,5% уменьшения резервов. И это только начало. Спекулянты почувствовали "запах крови", и не только они. Теперь стоит опасаться бегства в валюту корпораций и физлиц, которые могут утратить доверие к рублю.
Своим решением о расширении границ валютного коридора ЦБ, по оценкам ряда аналитиков, сам себя загнал в угол. В конце прошлой недели атаки на рубль фактически прекратились, спекулянтов было мало, а ЦБ тратил на рынке всего 1-2 млрд. долл. Теперь же он сам разжег аппетиты спекулянтов. А тех, кто верит в стабильность рубля, на рынке просто не осталось.
Раньше капитал убегал из России вовсе не потому, что "здесь" все плохо, а "там" все хорошо, а наоборот -- потому что "там" все настолько плохо, что у западных финансовых институтов на счету каждая копеечка, которая нужна им для закрытия "дыр" в ликвидности и капитале. Поэтому они тянут долларовую ликвидность ото всюду, откуда могут. Капиталу не до погони за прибылью, капитал бежит домой, чтобы тушить пожар. Своими же действиями ЦБ РФ к этому "антипожарному" бегству капитала добавляет другой его отток -- со стороны тех, кто доверял российской национальной валюте, а сейчас это доверие потерял.
По мнению некоторых специалистов, действия ЦБ делают курс рубля более рыночным. Возможно он, воспользовавшись моментом увеличения оттока капитала из страны, решил сделать очередной шаг на пути реализации своей стратегической задачи, предусматривающей переход от валютного таргетирования к инфляционному. В пользу данного предположения свидетельствует то, что расширение коридора сопровождалось новым повышением ставки рефинансирования на 1%, то есть мерой, которая формально призвана сдержать рост инфляционного давления.
Но существует риск, что ослабление рубля и утрата доверия к национальной валюте могут, напротив, спровоцировать ускорение инфляции на фоне падения доходов населения, сокращения занятости и кредитной активности. Нельзя забывать и о возможной панике среди населения, которое в случае резкого ослабления рубля бросится снимать средства с банковских депозитов. А это может стоить более 100 млрд. долл., что еще более дестабилизирует и без до того уязвимую банковскую систему.
На этом фоне население опять "уходит в валюту". По недавно опубликованным Банком России данным о движении наличной валюты в сентябре, сальдо покупки и продажи почти достигло 3,5 млрд. долл. Нет никаких сомнений, что по итогам октября, с учетом традиционно растущего к концу года спроса на наличный доллар и продолжающейся нестабильности на финансовых рынках, будет поставлен новый рекорд. Исторический рекорд продажи валюты за месяц (5,8 млрд. долл. в декабре 2005 года) наверняка будет побит уже в ближайшие месяцы -- помешать этому может только существенное укрепление рубля.
СИА. Использованы материалы агентства Прайм-ТАСС, ИД "КоммерсантЪ"




SIA.RU: Главное