Падение цен на нефть на фоне экономического кризиса и снижение потребительской активности поставило индустрию пассажирских авиаперевозок в довольно необычное положение: с одной стороны, падение пассажирооборота негативно отражается на выручке авиакомпаний, с другой -- падение цен на нефть позволило авиакомпаниям вздохнуть с облегчением после того, как всего несколько месяцев назад цены на нефть зашкаливали за $100 за баррель. Некоторые авиакомпании уже сейчас пытаются воспользоваться падением цен на нефть и снижают цены на билеты, пытаясь таким образом привлечь к себе внимание потребителей, чтобы если не остановить, то хотя бы замедлить снижение пассажирооборота.
Минус на минус может дать плюс
На прошлой неделе Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала новые данные о падении пассажиропотока в сентябре этого года. По данным ассоциации, количество пассажиров, путешествующих первым и бизнес-классом в сентябре уменьшилось на 8%, и, вероятно, в дальнейшем эта негативная тенденция сохранится. В августе объем пассажирского трафика сократился на 1,5%. Количество пассажиров, путешествующих эконом-классом, сократилось в сентябре на 4%, а в целом пассажирский трафик упал на 4,4%. По словам генерального директора IATA Джованни Бисиньяни, это рекордное падение пассажирского трафика с 2003 года. "Кризис индустрии становится все более острым вслед за глобальным экономическим кризисом,-- пояснил Джованни Бисиньяни.-- Авиакомпании, как и другие компании,
сталкиваются с очень серьезными проблемами. Но в отличие от других компаний они лишены некоторых преимуществ, например широкого доступа к зарубежным рынкам и глобальному капиталу, это помогло бы им управлять бизнесом в это непростое время". Как сказал главный специалист по вопросам стратегии американской брокерской компании BGC
Partners Говард Уилдон в беседе с "Ъ", падение количества пассажиров первого и бизнес-класса стало очень серьезной проблемой для авиакомпаний, и, по его мнению, в течение следующего года эта проблема все еще будет актуальной для авиакомпаний.
Цены на топливо, резко выросшие в первой половине этого года, и снижение потребительской активности объясняют относительно слабые финансовые результаты многих авиакомпаний за последний квартал.
Однако финансовый кризис, вызвавший снижение пассажирооборота, привел к резкому снижению цен на нефть на ожиданиях замедления экономического роста по всему миру. В прошлый четверг цены на нефть пробили трехлетний минимум, опустившись ниже $50 за баррель. Еще в июле этого года нефть была дороже практически в три раза и
продавалась по рекордной цене -- выше $147 за баррель. Падение цен на нефть в сочетании со снижением пассажирооборота ставит авиакомпании в необычное положение. На прошлой неделе генеральный директор американской авиакомпании US Airways Дуг Паркер заявил, что "американские авиакомпании находятся между фактором более дешевого авиационног`о топлива и влиянием падающего спроса на услуги авиакомпаний... В некотором смысле эти два аспекта компенсируют друг друга. Но пока еще сложно сказать, окажется ли падение цен на авиатопливо достаточным, чтобы компенсировать падение количества пассажиров",-- подчеркнул он.
Нефть в конце туннеля
Некоторые авиакомпании уже сейчас пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией с ценами на нефть, объявляя о снижении цен на билеты или дополнительных сборов в праздничный период, а также возобновляя бонусные программы для клиентов, которые были отменены всего несколько месяцев назад.
Серьезные меры принимают американские авиакомпании, например American Airlines, которые предлагают значительные скидки на билеты с 2 декабря по 11 февраля. "Большинство американских перевозчиков ранее увеличили топливные сборы и не стали их уменьшать, когда цена на топливо начала понижаться. Впрочем, теперь на время праздников они
сокращают размер топливных сборов (День благодарения, в США четвертый четверг ноября; и Рождество)",-- пояснила "Ъ" Дона Роудз, заместитель декана американского аэрокосмического университета Embry-Riddle Aeronautical University.
С помощью скидок американские авиакомпании надеются если не остановить снижение пассажирооборота, то хотя бы замедлить его. У них есть с кого брать пример. Агрессивная скидочная политика на фоне сокращения потребительской активности в прошлом году помогла некоторым американским ритейлерам.
Еще один способ, который используют некоторые авиакомпании для привлечения пассажиров,-- увеличение количества мест так называемого премиум-экономического класса. Покупая билет по такому тарифу, пассажиры получают места, столь же комфортные, как и в бизнес-классе, но значительно дешевле.
Неверные ставки на топливо
Впрочем, для многих участников рынка резкое падение цен на нефть сыграло злую шутку -- это касается тех, кто во время высоких цен на нефть заключил долгосрочные хеджевые контракты на покупку топлива. В нынешних условиях, по мнению госпожи Роудз из Embry-Riddle Aeronautical University, некоторые перевозчики могут потерять деньги, поскольку в свое время захеджировали цены на более высоком уровне. Одним из самых ярких примеров этого стала компания Air China, которая
заявила в прошедшую субботу о том, что потенциальные убытки по хеджевым контрактам на топливо достигнут $454 млн.
Седа Ъ-Егикян




SIA.RU: Главное