Новости

Японский автоэкспорт пошел по дипломатическим каналам. Правительство Японии поддержало автолюбителей Дальнего Востока. Эксперты предсказывают, что введение новых пошлин действительно серьезно ударит по импорту автомобилей из Японии

Правительство Японии вчера призвало Россию отменить постановление о повышении пошлин на ввоз импортных автомобилей. В МИД Японии считают, что это решение "противоречит принципам свободной торговли" и может осложнить вступление России в ВТО. По мнению экспертов, Япония вывела проблему повышения пошлин на внешнеполитический уровень, чтобы спасти рынок экспорта автомобилей в Россию. Он оценивается в $20 млрд, но с введением новых пошлин может сократиться вдвое.

Официальный представитель МИД Японии вчера сообщил, что правительство страны призывает Россию отменить решение о вступлении с 10 января таможенных пошлин на ввоз импортных автомобилей.

Напомним, что в ноябре 2008 года правительство РФ повысило пошлины на импорт новых иномарок с 25 до 30% и снизило время эксплуатации подержанных автомобилей, после которого вступают в силу заградительные пошлины (их размер зависит от объема двигателя), с семи до пяти лет. Это вызвало массовые протесты автомобилистов, особенно на Дальнем Востоке, где автопарк состоит преимущественно из праворульных иномарок, а в отрасли по их импорту, сборке и
обслуживании занято до 200 тыс. человек.

"Удорожание иномарок на Дальнем Востоке, как и следовало ожидать,превратилось в политическую и даже внешнеполитическую проблему,-- заявил "Ъ" председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.-- Новые пошлины существенно ударят по экономике Японии, и она будет защищать свои интересы на Дальнем Востоке всеми средствами, в том числе и политическим давлением".

По данным аналитического агентства "Автостат", в 2008 году из Японии в Россию было импортировано около 1 млн автомобилей на общую сумму свыше $20 млрд. (вместе с запчастями). Порядка 630 тыс. из них -- новые, и более 300 тыс. -- подержанные. Повышение пошлин, по оценке "Автостата", может сократить объем поставок вдвое. По объемам
поставок японских автомобилей российский рынок занимает второе место в мире после США, на его долю приходится 9% импорта.

Эксперты предсказывают, что введение новых пошлин действительно серьезно ударит по импорту автомобилей из Японии. "Если говорить о подержанных иномарках, то Россия занимает лидирующую позицию по их импорту, существенно экономя Японии на их утилизации,-- заявил "Ъ" руководитель центра исследований Японии Института Дальнего Востока
РАН Валерий Кистанов.-- Одним из условий вступления России в ВТО, на котором всегда настаивала Япония, было снижение пошлин, но результат получился противоположным". "Беспокойство Японии объясняется еще и тем, что на Дальнем Востоке все большей популярностью пользуются более дешевые корейские автомобили. А если правительство будет субсидировать доставку в регион продукции российского автопрома, то в условиях кризиса конкурентоспособным может стать и он",-- считает руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин.

"Отменить пошлины, найдя компромиссный вариант, было бы разумно, но этого не произойдет по двум причинам,-- заявил "Ъ" господин Похмелкин.-- Во-первых, лоббисты отечественного автопрома начисто переиграли своих оппонентов. А
во-вторых, Владимир Путин крайне болезненно относится к своим ошибкам и не отменяет принятые решения, даже если их неправильность очевидна".

Андрей Ъ-Козенко

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное