Вчера председатель правительства России Владимир Путин на совещании в Тольятти одобрил выделение АвтоВАЗу прямой финансовой помощи в размере 25 млрд руб. Специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ считает, что прямая господдержка возбудила аппетит не только у сотрудников АвтоВАЗа, но и у топ-менеджеров всей автомобильной отрасли. В том, что государство обязано спасти их, убеждены как рядовые сотрудники автозавода, так и высокопоставленные.
В ожидании премьера рабочие в цехе окончательной сборки АвтоВАЗа репетировали общение с ним. Конвейер поработал на наших глазах несколько минут, по нему поплыли было остовы "Калин" и "Приор"... Но потом вдруг конвейер встал. Мы, таким образом, присутствовали при пуске конвейера и при его остановке, то есть при событиях исторических в жизни любого автомобильного гиганта, каким, без сомнения, является АвтоВАЗ.
Меня, правда, уверяли, что конвейер остановили на обеденный перерыв, но продолжался этот обед, видимо, в связи с тем, что премьер задерживался, по крайней мере до ужина.
Тем временем рабочие в составленном из стульев кружке устроили полноценный тест-драйв разговора с Владимиром Путиным. В центре круга на месте премьера сидел один из рабочих. К нему и обращались другие
работники и работницы.
Одна из них спросила:
-- Владимир Владимирович! Очень много негативной информации про наш завод! В СМИ постоянно пишут, что у нас плохие машины... В каждом выпуске КВН -- обязательно про нас... Если бы наши машины были такими плохими, их бы не покупали! Это заказное, Владимир Владимирович?! -- в упор спросила эта женщина.
Ее коллега в центре круга нисколько не смутился:
-- Любое упоминание в прессе -- хорошо! Кроме, конечно, некролога,-- по-путински пошутил он.
-- Меня, Владимир Владимирович, конечно, не устроил ваш ответ,-- вступила другая работница.-- Скажите, планируется ли в будущем повысить благосостояние наших граждан?!
Она понимала, конечно, что в настоящем это уже не удалось.
-- Так, дальше... Следующий вопрос,-- властно сказал коллега в центре круга.
-- Деньги, Владимир Владимирович, сожрала инфляция!..
Рабочие уже, кажется, не на шутку увлеклись, боль рвалась из их сердец. Они требовали от этого человека честных, правдивых и мгновенных ответов.
-- Скушала...-- укоризненно поправил он ее.
-- Есть ли будущее у нашей молодежи?! -- выкрикивал кто-то с места...
-- Дальше...-- слышалось в ответ.
Тест-драйв на глазах превращался в краш-тест.
Я подошел к группе рабочих, стоявших в некотором отдалении от участников тест-драйва.
-- Как вы считаете, можно эти машины покупать? -- кивнул я на стоявшие тут же нешироким полукругом "Лады".
-- А вы из Москвы? -- осторожно спросил один.-- Это вы про нас пишете, что мы тазики на колесах делаем?
-- В общем, да,-- признался я в еще не совершенном.
-- Ну, в Москве дороги получше,-- сказал другой рабочий.-- Может, и можно купить... Но по России на них ездить нельзя... С другой стороны, у нас в Тольятти хорошо: сервисы на каждом шагу... А вы какую хотите купить? Вот это -- люксовые. Вот эта,-- он показал на одну из "Приор",-- рублей 320 стоит.
-- Тысяч? -- на всякий случай уточнил я.-- Так за такие деньги мой приятель "Пежо" недавно купил...
Один рабочий вдруг оглянулся по сторонам и тихо и быстро произнес:
-- И вы покупайте... Не думайте даже! И забудьте!..-- Он обвел рукой весь этот неширокий полукруг люксовых автомобилей.-- Забудьте!..
У Владимира Путина для рабочих завода были хорошая новость и плохая. Впрочем, одно его появление стало настолько хорошей новостью для сотрудников ВАЗа, что они сначала захотели услышать плохую. Но неожиданностей не случилось: плохая новость состоит в том, что "индексы мировой экономики пока не радуют, и никто не может сказать,
когда кризис достигнет дна и начнется подъем".
Хорошая новость для сотрудников ВАЗа -- в том, что "Самарской области из федерального и регионального бюджетов на поддержание рабочих мест" будут выделены 50 млрд руб.,-- "это прилично, чтобы поддержать спрос", и что на совещании, посвященном "реализации мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в автомобильной промышленности",
будет принято решение, сколько денег выделить АвтоВАЗу на то, чтобы он рассчитался с долгами.
-- Обсуждается цифра в несколько десятков миллиардов рублей, не меньше 20 млрд,-- заявил господин Путин.
Позже, на совещании председатель совета директоров АвтоВАЗа и КамАЗа Сергей Чемезов предложил Владимиру Путину выстраданное к тому моменту решение: компания "Российские технологии", которой руководит, собственно говоря, господин Чемезов, получает от государства имущественный вклад размером в 25 млрд руб. и дает АвтоВАЗу беспроцентную ссуду на несколько лет именно на эту сумму. А господин Путин согласился: предложение-то было выстраданное.
ГАЗ, КамАЗ и "Соллерс" получат госгарантии на реструктурирование задолженности перед кредиторами.
-- Можно? -- спросила Владимира Путина работница завода.-- Как вы относитесь к тому, что большой поток негативной информации идет из газет, из радиостанций, из телевидения (КВН она по ультимативному предложению человека, который больше получаса грел место Владимиру Путину, исключила.-- А. К.). А в прошлом году мы продали больше всего
автомобилей! Как вы относитесь к таким кампаниям?
Реальный господин Путин ответил ей по-другому. Он не стал утверждать, что любая реклама -- это хорошо. Он заявил, что к таким кампаниям относится отрицательно (впрочем, вряд ли можно назвать заказной кампанией крик души миллионов автомобилистов).
-- Если бы я считал по-другому, я бы здесь не сидел,-- добавил Владимир Путин.
Андрей Колесников, Тольятти




SIA.RU: Главное