Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в первом квартале 2009 года. За январь--март они упали на 40%, за март -- сразу на 47%. Лидером по итогам марта стал российский бренд Lada, самым популярным иностранным брендом -- Ford. Вторая по популярности среди иностранных марок -- американская Chevrolet, третья -- японская Nissan. Но по итогам квартала Chevrolet сохранила первое место. Самыми продаваемыми
иномарками по итогам квартала стали Ford Focus, Renault Logan и Chevrolet Lacetti.
Российский авторынок еще ни разу с начала кризиса не показывал столь серьезного падения. Рынок, который все иностранцы до кризиса рассматривали как основной на ближайшие несколько лет, теперь по скорости падения опережает США (37%). Рынок еврозоны в марте, по прогнозам, должен вообще вырасти на 6,5%. В России в марте падение усилилось (против 38% в феврале), то есть от обвала авторынок не спас даже сезонный фактор (весной продажи традиционно оживлялись).
Показательно, что с марта начали снижаться продажи не только массовых, но и премиальных брендов, которые в январе--феврале, вопреки общему тренду, еще показывали прирост. Исключением стали лишь Hummer, Cadillac и Infinity, но по первым двум сказался эффект низкой базы в марте 2008 года, считает совладелец холдинга Genser Игорь Пономарев (Infinity, по его мнению, спас маркетинг). Падение в 47% по итогам месяца дилер назвал неожиданным (прогноз был на уровне не
более 36-37%).
Наиболее заметное падение показали японские Mitsubishi, Suzuki, Honda, Subaru и Toyota, что объясняется резким удорожанием японской иены к рублю.
Руководство АЕБ вчера заявило, что мер, принимаемых правительством для спасения российского авторынка, недостаточно. По мнению замглавы комитета автопроизводителей АЕБ, гендиректора "Фольксваген Груп Рус" Мартина Яна, необходимо больше работать над стимулированием спроса на автомобили и давать покупателю "больше возможности по выбору моделей, включая все автомобили местной сборки". Под этим следует понимать в том числе расширение перечня автомобилей, которые продаются населению в кредит по ставке, дотируемой федеральным бюджетом, пояснили "Ъ" в
АЕБ. Фактически речь идет о том, что бюджет должен субсидировать автокредит, взятый частным лицом на покупку любого автомобиля, произведенного на территории РФ в рамках промсборки.
По словам одного из федеральных чиновников, "разговоры о расширении перечня поднимались, но чем они окончатся, пока непонятно". Он пояснил, что правительство может ввести более серьезную меру -- аналог утилизационной премии, которая сейчас работает в Европе. Напомним, что в странах Европы государство доплачивает физлицам за то, что они утилизируют машины возрастом более десяти лет и покупают новые, размер премии составляет 1-5 тыс евро. Благодаря этому продажи в
Германии выросли в марте на 40%, во Франции -- на 8,1%. Игорь Пономарев и Иван Бончев из Ernst&Young полагают, что введение такой меры "наиболее разумно и в России". "Главное, чтобы доступ к премии получили все бренды",-- говорит господин Пономарев.
Раз власти задумались над утилизационной премией, то положение на российском рынке действительно тяжелое, считает Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Более 85% респондентов, опрошенных ВЦИОМом в феврале, утверждают, что вообще не собираются покупать автомобиль как минимум в ближайшие два-три года -- либо из-за нехватки средств, либо потому что в принципе не имеют такой потребности. Оживить спрос в такой ситуации будет непросто, полагает господин Пак.
Дмитрий Ъ-Беликов, Евгений Ъ-Хвостик, Седа Ъ-Егикян




SIA.RU: Главное