Вчера АКОС на своем заседании утвердила результаты проведенного по ее заказу агентством "Никколо М" исследования по оценке объема отечественного рынка PR-услуг, рассказала "Ъ" председатель ассоциации Елена Фадеева. Исследование базируется на экспертном опросе 26 членов АКОС (в том числе FD, Fleishman-Hillard Vanguard, Maslov PR, Mmd, PR
Inc., SPN Ogilvy, КРОС, "Михайлов и партнеры"), а также свыше 80 компаний-клиентов. Опрошенные компании работают в 14 отраслях, таких как продукты питания и напитки, потребительская техника, недвижимость, финансовые услуги, телекоммуникации и другие. По оценке госпожи Фадеевой, члены АКОС контролируют сейчас более 50% рынка.
Объем рынка PR-услуг рассчитывался по специальной формуле, учитывающей, в частности, число изученных отраслей, средний PR-бюджет ведущей компании на своем рынке, количество ключевых игроков в каждой отрасли. Специальный коэффициент принимал во внимание закон Парето: 20% игроков занимают 80% рынка. В итоге, по оценке АКОС, объем
российского рынка PR-услуг в 2007 году достиг $1,75 млрд, а в 2008-м вырос на 43%, до $2,5 млрд (без учета валютных колебаний). Для сравнения: совокупные затраты на размещение рекламы в СМИ в прошлом году, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, достигли 267 млрд руб. (около $10,7 млрд), а расходы на всевозможные
маркетинговые услуги (промоакции, директ-маркетинг, дилерские программы) -- 71,2 млрд руб. ($2,9 млрд).
Расходы производителей товаров повседневного спроса на PR составляют в среднем до $1 млн в год, компаний добывающей и перерабатывающей промышленности -- до $5 млн, финансовых организаций --- до $10 млн, говорится в исследовании. В большинстве компаний доля PR-бюджета не превышает 10% от общих затрат на маркетинговые коммуникации, лишь в финансовом секторе, IT и телекоммуникационной сфере этот показатель может достигать 20-30%. "У нас расходы на PR и внутренние коммуникации курируются независимыми от маркетинга структурами, поэтому рассматривать их как часть маркетингового бюджета некорректно",-- отмечает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
В 2009 году объем отечественного рынка PR-услуг сократится на 28%, до $1,8 млрд, совокупные бюджеты агентств -- на 30%, до $700 млн, прогнозирует АКОС. Сильнее всего, до 90%, снизят свои бюджеты автопроизводители и их дилеры, полагают авторы исследования. Директор по связям с общественностью российского офиса General Motors Сергей Лепнухов с этой оценкой не согласен. "Наоборот, в кризис PR-бюджеты увеличиваются за счет снижения затрат на рекламу",-- полагает он.
Представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова говорит, что снижение будет, но вряд ли таким существенным. "PR-бюджеты привязаны не к объемам продаж, а к выводу на рынок новинок. Если в прошлом году их было шесть, то в этом -- пока одна",-- говорит она.
Сергей Ъ-Соболев
Inc., SPN Ogilvy, КРОС, "Михайлов и партнеры"), а также свыше 80 компаний-клиентов. Опрошенные компании работают в 14 отраслях, таких как продукты питания и напитки, потребительская техника, недвижимость, финансовые услуги, телекоммуникации и другие. По оценке госпожи Фадеевой, члены АКОС контролируют сейчас более 50% рынка.
Объем рынка PR-услуг рассчитывался по специальной формуле, учитывающей, в частности, число изученных отраслей, средний PR-бюджет ведущей компании на своем рынке, количество ключевых игроков в каждой отрасли. Специальный коэффициент принимал во внимание закон Парето: 20% игроков занимают 80% рынка. В итоге, по оценке АКОС, объем
российского рынка PR-услуг в 2007 году достиг $1,75 млрд, а в 2008-м вырос на 43%, до $2,5 млрд (без учета валютных колебаний). Для сравнения: совокупные затраты на размещение рекламы в СМИ в прошлом году, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, достигли 267 млрд руб. (около $10,7 млрд), а расходы на всевозможные
маркетинговые услуги (промоакции, директ-маркетинг, дилерские программы) -- 71,2 млрд руб. ($2,9 млрд).
Расходы производителей товаров повседневного спроса на PR составляют в среднем до $1 млн в год, компаний добывающей и перерабатывающей промышленности -- до $5 млн, финансовых организаций --- до $10 млн, говорится в исследовании. В большинстве компаний доля PR-бюджета не превышает 10% от общих затрат на маркетинговые коммуникации, лишь в финансовом секторе, IT и телекоммуникационной сфере этот показатель может достигать 20-30%. "У нас расходы на PR и внутренние коммуникации курируются независимыми от маркетинга структурами, поэтому рассматривать их как часть маркетингового бюджета некорректно",-- отмечает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
В 2009 году объем отечественного рынка PR-услуг сократится на 28%, до $1,8 млрд, совокупные бюджеты агентств -- на 30%, до $700 млн, прогнозирует АКОС. Сильнее всего, до 90%, снизят свои бюджеты автопроизводители и их дилеры, полагают авторы исследования. Директор по связям с общественностью российского офиса General Motors Сергей Лепнухов с этой оценкой не согласен. "Наоборот, в кризис PR-бюджеты увеличиваются за счет снижения затрат на рекламу",-- полагает он.
Представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова говорит, что снижение будет, но вряд ли таким существенным. "PR-бюджеты привязаны не к объемам продаж, а к выводу на рынок новинок. Если в прошлом году их было шесть, то в этом -- пока одна",-- говорит она.
Сергей Ъ-Соболев




SIA.RU: Главное