Президент "СТС Медиа" Александр Роднянский о перспективах кинорынка и своей новой компании
Отойдя от оперативного управления компанией "СТС Медиа", Александр Роднянский сосредоточился на собственных кинопроектах. В интервью "Ъ" продюсер рассказал о своей новой кинокомпании и о том, почему фильм "Обитаемый остров" так и не собрал запланированных $70 млн.
-- На рынке говорят о новой кинокомпании, которую вы создаете совместно с Федором Бондарчуком и продюсером Сергеем Мелькумовым. Сейчас есть такие планы?
-- Как президент "СТС Медиа" и член совета директоров, я активно вовлечен в решение стратегических вопросов, но не занимаюсь больше операционной деятельностью. Теперь я смогу заняться созданием кино- и телеконтента, исходя из своих личных предпочтений, а не только из формата телевизионных каналов, входящих в холдинг "СТС Медиа". И,
действительно, создаю свою собственную кинокомпанию. Она будет называться AR Films. Речь идет о компании, которая будет приобретать доли или вступать в производственные отношения с компаниями моих партнеров -- например, с компанией Сергея Мелькумова "Нон-Стоп Продакшн" (сопродюсер фильмов "9 рота", "Обитаемый остров".-- "Ъ"), или компанией Art Pictures Федора Бондарчука, или компаниями моих коллег из Германии, Франции и, конечно, США. Правильнее всего будет сказать, что я создаю своеобразный фонд, который для своего удобства называю "бутиковым". Мы будем заниматься фильмами и мини-сериалами самых разных жанров и бюджетов: от скромных авторских экспериментов на видео до крупнобюджетных сложных постановочных фильмов. Главным критерием будет событийность проекта -- его способность вызвать общественный резонанс и тем самым обеспечить себе долгую жизнь. К примеру, следующими нашими проектами могут стать фильм Федора
Бондарчука "Сталинград" и экранизация булгаковской "Белой гвардии". А с другой стороны -- радикальные эксперименты блестящих документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова. Проектов очень много.
-- Вы будете создавать компанию с нуля или на основе уже существующих активов?
-- Для подобной компании, конечно, основным активом является библиотека, которая будет создана на основе произведенных нами фильмов и сериалов или приобретенных в России и за рубежом. У нас уже есть "9 рота" и, разумеется, "Обитаемый остров". Есть небольшие эксклюзивные библиотеки, такие как принадлежащая Сергею Мелькумову библиотека с фильмом "Свои" и рядом других. Компания может в дальнейшем работать с любыми партнерами и вкладываться в любые картины, отвечающие нашим творческим и бизнес-критериям. У нас в стране нет студий-мейджеров, которым, как в Америке, авторы
предлагают свои проекты. До кризиса подобную роль пытались играть телеканалы и одна-две большие кинокомпании. Сейчас, в сложившихся условиях, у нас, по сути, есть конкурентное преимущество: сочетание творческой экспертизы, профессионального опыта и инвестиций.
-- Какой объем инвестиций вы планируете вложить в компанию?
-- На первом этапе объем инвестиций составит $20 млн. Это деньги на развитие проектов. Для производства будем привлекать партнеров. Не только частных, но и институциональных, к примеру, таких как специализированные европейские фонды, которые инвестируют в кино. Я думаю, что мы сможем воспользоваться большой базой международных контактов, сложившихся в ходе подготовки и выхода "СТС Медиа" на нью-йоркскую биржу NASDAQ и опытом успешных копродукций: от "Восток--Запад" до "Не родись красивой".
-- На рынке говорили об интересе к вашему проекту со стороны банка Morgan Stanley. Ведете с ними переговоры?
-- Действительно, интерес к компании проявляли разные банки, в том числе и Morgan Stanley. Это естественно -- у нас был опыт успешного сотрудничества с этим банком в "СТС Медиа". Но мне пока, если честно, не нужны большие инвестиции -- достаточно собственных средств.
-- Кого вы считаете своими конкурентами на кинорынке?
-- По сути, у нас нет сейчас ни рынка, ни индустрии. В последние годы фильмов делалось очень много, на них тратились огромные деньги, а возвращали вложения считаные картины. Инвесторы, которые вкладывали в кино, были мотивированы какими угодно соображениями, но только не экономическими. Не сформировалось понимания функции продюсера. Многие
по-прежнему считают, что продюсер -- это директор картины, ответственный лишь за организацию производства и формирование бюджета. А продюсер, прежде всего, ответственен за все творческие решения и вытекающие из них административно-финансовые, ответственен за поиск и реализацию проекта, отвечающего потребностям аудитории.
Мало экранов -- всего около 1700. Огромная конкуренция с зарубежными фильмами: в прокат выходит около 400 фильмов в год. Из них лишь 80 российских. Сроки проката ничтожно малы -- два-три недели. Это убивает перспективы многих жанров, рассчитанных на более искушенную аудиторию, чем молодежная,-- драму, мелодраму и проч. Пиратство уничтожает вторичный рынок -- DVD/видео. Пиратскую версию "Обитаемого острова", к примеру, в интернете скачали больше 1,1 млн раз, то есть
считайте, что, как минимум, столько же было бы купленных билетов или DVD. Все это делает кинопроизводство, мягко говоря, рискованным бизнесом.
-- Недавно вышел ваш также довольно рискованный проект "Обитаемый остров" с инвестициями около $36 млн. В своих заявлениях перед выходом картины вы рассчитывали на сборы $70 млн по итогам проката двух частей. Первая часть собрала $21 млн, вторая, по данным на 3 мая, $5,3 млн. Насколько вы довольны такими результатами?
-- Первая часть собрала более 650 млн руб. в России и 14 млн гривен на Украине. Ровно год назад, во времена "Иронии судьбы-2", собравшей $49 млн, то есть по тому курсу это было бы $32 млн. Мы таким результатом довольны. "Обитаемый остров" выходил в условиях беспрецедентной конкуренции, потому что две отличные российские картины "Стиляги" и "Любовь-морковь-2" таким же количеством копий, как и "Обитаемый остров", вышли на две недели и на неделю раньше соответственно. И при этом мы стали лидерами новогоднего проката и всего российского бокс-офиса в этом году. По новому курсу общие сборы
фильма составили немногим менее $25 млн. Все наши планы строились на прежнем курсе, и бюджет фильма, кстати, оценивался на основе тех как долларовых, так и рублевых кредитов, которые мы брали. По второй части мы понимаем, что выходим в общей сложности по итогам проката на $7-8 млн. Это меньше, чем мы рассчитывали: мы исходили из того, что,
по оптимистичным прогнозам, будет около $12-13 млн., по консервативным -- $9-10 млн. Очевидно, что большую роль сыграла здесь замечательная погода, которая ударила, например, по столь успешно стартовавшей в США "Росомахе". В первый уикенд в Америке фильм собрал $73 млн, а в России -- только $3,8 млн. При этом, к примеру, "Форсаж" собрал в США $70 млн и у нас $8,5 млн. Это означает, что произошел отток той молодой аудитории, которая является доминирующей в наших кинотеатрах, и особенно для фильма такого жанра, как "Обитаемый остров".
-- Как вы планируете возвращать средства инвесторам?
-- "Каро" мы практически уже все вернули по итогам сборов первого фильма. Дальше первый доллар сборов делится в пропорции два к трем в пользу Midland Group, чтобы в первую очередь погасить их расходы. Затем доходы распределяются в соответствии с процентным соотношением вложенных средств между остальными участниками. В последнюю очередь
деньги получают продюсеры. Кредиты, надеюсь, будут возвращены уже по итогам сборов второго фильма. Кроме того, у нас есть достаточно успешные продажи прав на премьерные показы обоих фильмов каналу "Россия", а также украинскому телевидению. Фильм -- лидер DVD-продаж, и это тоже семизначные цифры. Сейчас мы монтируем международную версию и приступаем к реализации прав за рубежом.
-- Две части все равно не собрали $70 млн, необходимых для того, чтобы полностью вернуть вложения.
-- Будем возвращать в течение нескольких лет, как это происходит с подавляющим большинством голливудских фильмов. В моей практике выстрелили "9 рота", "Питер FM" и "Жара". А сколько фильмов не возвращали сразу? У меня, у Мелькумова, у Толстунова, у Сельянова? Мы живем не одной картиной. Выстраиваем пакеты, Диверсифицируем риски. Создаем библиотеки.
-- Почему вы выбрали жанр именно фантастического фильма?
-- Мы отдавали себе отчет в том, что идем на рискованный эксперимент. Мы хотели сделать фильм, который бы стал общественным событием, и жанр фантастики показался мне удачной территорией для попытки.
-- А как вы относитесь к системе распределения доходов между кинотеатрами, дистрибуторами и продюсерами, когда кинотеатры получают 50%. Это справедливо?
-- Да. Весь наш рынок зависит от здоровья кинопроката. Если кинотеатры не смогут работать, то все наши предложения по новой системе распределения доходов --25% на 75% или 30% на 70% -- будут просто смехотворны и никому не интересны.
-- Как повлияла на сборы фильма "Обитаемый остров" конкуренция со "Стилягами", которых поддержал Константин Эрнст?
-- Вот его поддержка и была неожиданной. "Стиляги" планировались продюсерами и телеканалом "Россия" на этот период времени достаточно давно. Но неожиданное решение "Первого канала", которое повлекло за собой беспрецедентное для российского рынка продвижение одного фильма двумя главными каналами, безусловно, перевело "Стиляг" в другую лигу.
Главная проблема российского кинематографа -- малое количество залов. В этой ситуации все продюсеры пытаются обеспечить максимально эффективные условия показа своего фильма, на который было потрачено столько сил, времени и денег. Если в прокате два перспективных фильма как их показывать в однозальных кинотеатрах? Не 7-8 сеансов в день, а
3-4. А если конкурируют даже не два, а три фильма? Вот что, собственно говоря, стало предметом всеобщих волнений и дискуссий.
-- На рынке считают, что это была в меньшей степени коммерческая история, а в большей личное противостояние вас и Константина Эрнста. Согласитесь с этим?
-- Теорию заговоров я не люблю. Мы с Константином Львовичем обсудили ситуацию постфактум и пришли к нехитрой мысли, что оба любим кино и оба азартные люди. Знаем друг друга более чем близко -- за плечами почти двадцать лет дружбы. Константин Львович, безусловно, лидер рынка и продюсер самых успешных российских картин. Я не представляю себе, чтобы какой-то фильм в нынешних условиях побил бы поставленный рекорд "Иронии судьбы-2" (продюсировал "Первый канал".-- "Ъ").
-- В последнее время на кинорынке активно обсуждается проблема гонораров актерам и другим членам съемочной группы, которые продюсеры в кризис рекомендовали понизить. Вы поддерживаете эту инициативу?
-- Гонорары творческого персонала в последнее время доходили до огромных размеров. Поэтому я разделяю мнение коллег в том смысле, что нужно снижать расходы и солидарно влиять на состояние дел на рынке. Но, с другой стороны, у нас на рынке было много примеров договоренностей, которые потом легко срывались их же участниками.
-- Продюсеры рассказывают, что, к примеру, во время продолжения сериала "Моя прекрасная няня" на СТС актерам удавалось договориться именно с вами о повышении своих гонораров. Это так?
-- Да, это правда. Они тогда договорились со мной. Но здесь нужно разделять кино и телевидение. Когда речь идет об успешных
телевизионных брендах, взять и просто остановить производство любимого аудиторией сериала просто потому, что кто-то из артистов не соглашается на предложенные условия, глупо.
-- Сократится ли бюджет фестиваля "Кинотавр" в этом году?
-- Да, сейчас мы сокращаем бюджет, и достаточно жестко. Если в прошлом году бюджет вместе с операционной деятельностью составлял $5,5 млн, то в этом мы постараемся снизить его до $3,5 млн. В этом году финансирование фестиваля будет осуществляться большей частью за счет моих личных средств по понятным причинам -- повлиял кризис. Государственных денег было всегда относительно немного, но мы благодарны и за то, что было. В прошлом году было 10 млн руб. от Минкультуры, сейчас осталось только 5 млн.
-- Какие проекты вы сейчас делаете для "СТС Медиа"?
-- Как продюсер -- только те проекты, которые интересны мне лично и могут заинтересовать аудиторию наших каналов. Например, киноверсию "Папиных дочек". После шести лет работы в рамках молодежного развлекательного формата хочется переключиться на содержательное, общественно значимое, дискуссионное кино и телевидение. На этом и сосредоточусь.
Интервью взяла Ольга Ъ-Гончарова




SIA.RU: Главное