Вчера ACEA (ассоциация, объединяющая европейских автопроизводителей) опубликовала итоги продаж автомобилей в Европе в апреле (анализировались рынки 28 стран--членов Евросоюза, за исключением Кипра и Мальты, а также Исландии, Норвегии и Швейцарии). По данным АСЕА, продажи упали на 12%, до 1,25 млн штук. В марте падение было меньшим -- 9%. За январь-апрель продажи снизились на 15,9%, до 4,7 млн штук.
Рост показали только рынки Германии, Словакии, Чехии, Австрии и Польши. Продажи автомобилей в Германии, Словакии, Чехии в марте уже росли, но в Австрии и Польше падали. Рост продаж в Австрии объясняется тем, что ее власти начали выдавать субсидии покупателям новых автомобилей, которые утилизируют автомобили старше 13 лет. А рост продаж в Польше может объясняться тем, что спрос на автомобили подстегнули покупатели из соседней Германии: как отмечают аналитики, опрошенные Reuters, они начали приобретать автомобили в Польше, поскольку цены на них упали из-за роста курса евро по отношению к злотому. В Германии, Словакии и Чехии также работают программы поддержки спроса. Германия выделяет 5 млрд евро в этом году на выдачу премий покупателям новых автомобилей, которые согласятся утилизировать принадлежащую им машину старше десяти лет. Аналогичная программа действует и в Словакии: автовладельцам, меняющим десятилетнюю машину на новый компактный автомобиль или автомобиль среднего класса, предоставляются субсидии из бюджета. В
Чехии покупателям новых автомобилей положены налоговые льготы.
Однако, несмотря на то что программы поддержки продаж действуют и в других государствах Европы, их авторынок упал. Например, в Италии власти стимулируют продажи компактных автомобилей с низким объемом вредных выбросов, но это не спасло итальянский авторынок от падения (продажи снизились на 7,5%). Схожая программа работает во Франции, но
ее рынок упал на 7,1%.
В России также работают программы господдержки спроса: госбанки ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк выдают населению субсидированные бюджетом кредиты на покупку автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб., но Минпромторг признал, что в апреле программа помогла продать не более 3% от общего количества проданных автомобилей.
Как и в России, в Европе быстрее всего теряют популярность американские марки Chrysler, Jeep, Dodge и Land Rover -- падение их продаж колеблется в пределах 40-50%.
В целом в 2009 году авторынок Европы может упасть на 25%, заявили вчера в АСЕА. Ассоциация пересмотрела прогноз в сторону ухудшения: ранее ее глава Иван Ходак говорил, что падение по итогам года не превысит 10-15%. Вчера господин Ходак призвал "не ждать быстрого возрождения автопрома" и предположил, что первые признаки стабилизации в отрасли появятся не ранее конца 2009--начала 2010 года.
Екатерина Ъ-Дударева, Дмитрий Ъ-Беликов




SIA.RU: Главное