Генеральный директор Факторинговой компании Лайф Александр Карелин полагает, что по итогам года объемы рынка факторинга сократятся минимум на 20%. Однако он обещает, что факторинговые услуги ФК Лайф, специализирующейся в сегменте малого и среднего бизнеса, останутся доступными для клиентов. Особенности стратегии Факторинговой компании Лайф выясняла корреспондент журнала WB Марина Булычева.
– Александр, расскажите в двух словах об образовании ФК Лайф. Почему факторинговые операции были выделены в отдельную структуру?
– Решение о создании ФК Лайф, принятое в 2007 году, было обусловлено рядом причин. Прежде всего, факторинг – не совсем банковский бизнес. Напротив, он зачастую строится на подходах, противоречащих банковским, и его нельзя ставить в один ряд с такими инструментами, как кредит или овердрафт. Это все равно, что сравнивать телефон и телевизор или машину и самолет.
Если мы говорим о таких банковских инструментах, как кредит и овердрафт, то они направлены на удовлетворение потребностей клиента в финансировании оборотного капитала, то есть в деньгах. Факторинг же – это целый набор инструментов, включающий в себя информационные услуги – например, консалтинг по товарному кредитованию, управление дебиторской задолженностью, страхование кредитных рисков. Таким образом, факторинг включает в себя элементы коллекторского и страхового бизнеса, комплекс услуг по финансированию дебиторской задолженности и управлению рисками клиента.
Все эти услуги так или иначе представлены на рынке: банки финансируют, страховщики страхуют, коллекторские агентства собирают долги, консалтинговые компании предоставляют информационный сервис. Однако получить все упомянутые сервисы в режиме "одного окна" возможно лишь в специализированной факторинговой компании, которая располагает необходимыми технологиями и информацией, профессиональной командой и обширным опытом работы. Факторинг как процесс очень технологичен, и, чтобы им заниматься профессионально, особенно в массовом сегменте МСБ, помимо всего прочего необходимо специализированное программное обеспечение, включающее в себя модуль управления взаимоотношения с клиентами и дебиторами (CRM-модуль), блок аналитики и риск-менеждмента, а так же клиентский модуль (интернет-факторинг). Все это довольно сложно создать и заставить работать внутри банка – неизбежно возникает конфликт интересов. Например, банковский риск-менеджмент направлен на оценку риска невозврата кредита, на анализ финансового состояния заемщика и качества обслуживания кредита. В факторинге совершенно иной подход: мы анализируем качество дебитора, оцениваем платежную дисциплину, риски товарных споров, возврата продукции, прямых платежей, мошенничества и т.д. И, если, развивая факторинг, руководствоваться банковским подходом, то мы получим множество стоп-условий и противоречий с кредитными методиками и процедурами. Внутри банка факторинговый бизнес, как правило, оказывается в ущербном положении по отношению к корпоративному кредитованию.
В нашем случае важно, что факторинговая компания является таким "мячиком", в который может "играть" не только Пробизнесбанк (головной банк Финансовой группы Лайф . – Примеч. ред.), но и Газэнергобанк, банк Экспресс-Волга, Банк 24.ру, ВУЗ-Банк, Ивановский областной банк и другие банки Финансовой группы Лайф.
В нашем случае важно, что факторинговая компания является таким "мячиком", в который может "играть" не только Пробизнесбанк (головной банк Финансовой группы Лайф . – Примеч. ред.), но и Газэнергобанк, банк Экспресс-Волга, Банк 24.ру, ВУЗ-Банк, Ивановский областной банк и другие банки Финансовой группы Лайф.
– Осенью прошлого года аналитики говорили о том, что кризис приведет к росту рынка факторинга, а оказалось наоборот. Почему, по вашему мнению, аналитики ошибались?
– Не припомню, чтобы осенью прошлого года аналитики высказывались за рост рынка. Уже тогда было понятно, что крупнейший игрок – компания "Еврокоммерц", удерживавшая 25% рынка факторинга, – находится в крайне затруднительном положении. Сегодня это, пожалуй, самый негативный момент в развитии отрасли: в силу дефолта этого эмитента, невыполнения им обязательств по облигациям, векселям и кредитам, другим игрокам рынка будет все сложнее привлекать финансирование. Доверие к факторинговым операциям как к предмету кредитования со стороны банков, инвестиционных компаний и зарубежных инвесторов значительно понизилось. Однако мы верим, что рынок переживет это непростое время, особенно если индустрия получит реальную государственную поддержку. По итогам 2009 года, вероятнее всего, мы увидим сокращение рынка. Хотя делать более конкретные прогнозы – дело неблагодарное, я полагаю, что по итогам года рынок ужмется как минимум на 20%. Если в этом же году рынок получит серьезную господдержку, и новые игроки будут развивать именно факторинг, а не простое финансирование, то в следующем году объемы рынка восстановятся и, возможно, даже покажут рост.
– Каковы основные источники привлекаемого вами финансирования?
– Мы активно используем ликвидность банковской группы Лайф – это депозиты физических и юридических лиц разветвленной сетки банковских отделений Лайф по всей территории страны, межбанковские кредиты, международное финансирование и даже клиентские средства до востребования, которые мы получаем от банков в форме овердрафтов. В то же время ФК Лайф использует "независимое" рыночное фондирование – продает собственные векселя, привлекает коммерческие займы и банковские кредиты. В любом случае, решать вопросы фондирования, особенно в условиях кризисной ситуации, в рамках банковской группы намного проще и комфортнее, чем делать это на открытом рынке. Последнее в новой экономической ситуации больше похоже на поиск черной кошки в темной комнате, особенно, когда ее там нет (улыбается).
О кризисе
Кризис – это все-таки временное и закономерное явление. Новые экономические условия, новые возможности, и для кого-то, безусловно, проблемы. С ними все справляются по-разному, но я уверен, что для российской экономики кризис полезен. Кризис позволит обратить внимание на те сектора бизнеса, которые в будущем могут послужить основой стремительного роста экономики страны. Я говорю о развитии малого и среднего бизнеса. А помогать ему в этом развитии призван факторинг. Сегодня факторинг – уже не просто один из банковских продуктов и не просто кредитный инструмент. Это перспективная индустрия, которая пока в российской экономике занимает незначительную долю ВВП, но определенно будет увеличиваться и играть все более значимую роль в экономическом росте страны. Для сравнения: в развитых экономиках Европы на факторинг приходится до 8-9% ВВП. По итогам 2007 года объем рынка факторинга в России составил около 22 млрд долларов США, по итогам 2008 года прогнозировался оборот факторов в 40 млрд долларов США. Кризис естественно внес свои коррективы в развитие рынка факторинга, однако более важным представляется другое: факторинг – это настоящий драйвер роста для малого и среднего бизнеса и, определенно, у факторинга большое будущее в России!
Очевидно, что динамика развития факторинга в России в среднесрочной перспективе во многом будет зависеть от государственной поддержки сектора и деловой активности самих факторов – увы, уже не тех, что сошли с дистанции, вполне возможно новых игроков, которые займут их место. Любой кризис несет в себе как большие опасности, так и величайшие возможности и наша общая задача – нейтрализовав опасности, возможности в полной мере реализовать!




SIA.RU: Главное