Новости

Клиент с большой дороги. Как мошенничают с полисами ОСАГО и каско

В кризис моторные виды страхования — каско и ОСАГО — особенно подвержены мошенничеству. Только за девять месяцев этого года мошенники могли заработать на ОСАГО около 30 млрд руб., утверждают страховщики. От манипуляций и неполных выплат страдают и клиенты страховых компаний. По оценкам автоюристов, страховщики недоплатили автовладельцам более 34 млрд руб.

В период стабильной экономики объем мошенничества в ОСАГО и каско оценивался в России в 15-20% страховых выплат. Сейчас же, по оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), уровень мошенничества в ОСАГО вырос до 30% выплат по этому виду страхования.

Таким образом, только за девять месяцев этого года мошенники могли заработать около 30 млрд руб. "За последние полтора года можно отметить рост мошенничества в сфере страхования. Но автострахование -- абсолютный лидер по количеству мошеннических действий",-- отмечает директор по экономической безопасности "Согаза" Александр Исаев.

Что касается ОСАГО, не все автовладельцы оказались готовы к росту тарифов на 40-60% этой весной. В итоге резко повысился спрос на поддельные полисы.

По оценкам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, поддельных полисов ОСАГО реализовано примерно 1 млн, это 2-2,5% от общего количества проданных страховок. "По данным различных источников, по всей стране реализовано от 1 до 10 млн подделок, и эта цифра увеличивается",-- говорит замглавы управления безопасности, начальник отдела расследования страховых случаев "РЕСО-Гарантии" Ирина Серебрякова.

Рынок наводнен не только откровенными подделками. Часть бланков утрачивается страховщиками, и эти полисы с подачи нечестных агентов или нечистых на руку страховщиков поступают в продажу. "Эти полисы назвать поддельными сложно, они изготовлены на Гознаке. И отказать в выплате по ним невозможно",-- говорит глава комитета ВСС по противодействию страховому мошенничеству Сергей Ефремов. По его словам, таких страховок ОСАГО оформлено несколько сотен тысяч.

На черном рынке цена липового ОСАГО составляет от 300 руб. до 1,5 тыс. руб., официальный полис стоит в среднем 6 тыс. руб.

В свою очередь, в каско, по словам страховщиков, участились случаи инсценировки хищения авто. Ирина Серебрякова объясняет это усугубившейся неплатежеспособностью: "Большая часть населения приобретала транспортное средство в кредит, а некоторые получали кредит в долларах". Впрочем, по ее словам, в таких случаях, как правило, действуют дилетанты, которые не в состоянии довести дело до конца. Например, недавно сотрудникам службы безопасности "РЕСО-Гарантии" удалось изобличить клиента, пытавшегося взыскать по поддельным документам с компании более 2 млн руб. за пострадавшую в огне Audi Q7. Фокус был в том, что машину он купил уже выгоревшей.

Юристы атакуют

В целом в мошенничестве страховщики подозревают каждого десятого своего клиента. Но не могут этого доказать. При этом главным злом они считают автоюристов. "У РСА 90% взысканий -- это юрлица, которые в свою пользу получают деньги от страхователей",-- говорит Евгений Уфимцев.

"Обороты автоюристов составляют уже миллиарды рублей. Многие города, в частности Волгоград, четко поделены. Это как в 90-е годы были разборки между ОПГ, то же самое происходит сейчас на этом рынке",-- рассказывает заместитель гендиректора МАКС Виктор Алексеев.

Как утверждают страховщики, по части мошенничества существует специализация по регионам. Казань, например, известна по фальсификациям ДТП, связанных с наездом на препятствие. В Иваново скупают подержанные машины, страхуют их в два-три раза дороже, бьют и "выносят" из страховых компаний по 3-4 млн руб. "Юг раньше специализировался на обычном "перевесе"",-- говорит Виктор Алексеев. "Перевес" -- это когда на машине, которую "готовят" под ДТП, перевешивают детали -- меняют новые на убитые. Или же вызывают инспектора ДПС на "место происшествия", где стоит машина с уже навешенными негодными деталями. "А теперь появился новый тренд -- "каскадеры", реально участвующие в фальсифицированном ДТП",-- продолжает Алексеев.

Впрочем, главной бедой со стороны мошенников страховщики называют "дробные иски".

"Убыток дробится между несколькими юрлицами -- компаниями автоюристов. Находясь в сговоре, они переуступают друг другу право на взыскание частей возможного ущерба. Один может требовать саму выплату, другой -- неустойку, третий -- возмещение утраты товарной стоимости и т. д. При этом все обращаются в суд, и страховая компания вынуждена возмещать по каждому требованию судебные издержки",-- говорит заместитель гендиректора по развитию бизнеса СГ "Уралсиб" Иван Шорников.

Ирина Серебрякова приводит пример. Два года назад в Оренбурге у "РЕСО-Гарантии" прошла выплата по ОСАГО -- 38 тыс. руб. Независимая экспертиза оценила ущерб в 40 тыс. руб. Спустя два года автоюристы обратились в суд, предъявив иск на 120 тыс. руб. штрафных санкций за каждый день просрочки, следом -- другой иск. В результате убыток, начинающийся с 2 тыс. руб., вырос до нескольких сотен тысяч. "Причем сам страхователь не знает, что за него кто-то судится",-- говорит Серебрякова.

По ту сторону полиса

"Бич страхового рынка -- тотальные недоплаты по ОСАГО. Что это, если не завуалированное мошенничество со стороны страховых компаний?" -- говорит президент Ассоциации защиты страхователей и гендиректор компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников. В этой ситуации автоюристы ходят в суд дружными рядами, и судебная практика складывается явно в их пользу. По статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, только за первое полугодие этого года по удовлетворенным искам о взыскании страхового возмещения (220 тыс. заявлений) сумма выплат составила около 19 млрд руб. Еще 250 млн руб. проигравшие заплатили в виде госпошлин.

По словам Николая Тюрникова, сейчас в тренде новая схема: страховые компании говорят клиентам, что полис выдан на другое лицо, и отказывают в выплате. Или человек покупает страховку, заходит на сайт РСА, где выясняет, что полис действительный. А потом страховая компания обращается в полицию и заявляет, что этот полис у нее был украден.

"Страховщики пролоббировали себе такую законодательную базу, с которой получить справедливое возмещение невозможно. Обман это, по-вашему, или нет?" -- говорит Марат Бикбов, юрист НП "Коллегия правовой защиты автовладельцев".

С большим размахом действуют и недобросовестные инвесторы страховщиков. "Инвестор покупает проблемную страховую компанию, наращивает обязательства и выводит активы. И когда ЦБ отзывает лицензию у страховщика, у него на балансе уже есть дыра. Уже есть серийные инвесторы с такой схемой, для них страхование, как правило, непрофильный бизнес",-- рассказывает Николай Тюрников. Уход крупного страховщика с рынка может принести инвестору до 5 млрд руб. Причем, по его словам, "прокручивается это все за полгода-год".


По мнению Николая Тюрникова, можно легко подсчитать, сколько страховщики недоплачивают клиентам, на примере ОСАГО. По закону расходы на ведение дел в ОСАГО составляют 20% сборов страховщиков, еще 3% они платят в компенсационный фонд РСА. Оставшиеся 77% сборов должны идти на выплаты. За девять месяцев этого года объем сборов в ОСАГО составил 155,8 млрд руб. Выплаты -- 86,2 млрд руб. "А с учетом коэффициента 0,77 к объему сборов они должны были выплатить 120 млрд руб. Получается, недоплатили 34 млрд руб.",-- подводит итог Николай Тюрников. Страховщики, в свою очередь, говорят, что расчеты эти смехотворны и не имеют отношения к анализу убытков.


МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "ОСАГО-2015":
Все материалы сюжета (20)