Новости

«Нужно быть на шаг впереди». 10 правил бизнеса Виктора Захарова

Киоск на Центральном рынке и три человека – так в 1993-м начиналась компания «Сервико». Сегодня это крупнейшая дистрибьюторская и логистическая компания Сибири, в штате которой трудится свыше 5,5 тысяч сотрудников… Что помогло добиться таких успехов? Как удается расти на 10% в год вопреки кризису? Директор компании Виктор Захаров выступил на SBERTALKS и поделился своими правилами бизнеса.

<p>Виктор Захаров , директор компании "Сервико".<br />
Фото: А. Фёдоров</p>

Виктор Захаров , директор компании "Сервико".
Фото: А. Фёдоров

Правило №1. Помните: в бизнесе нет ничего случайного

25 лет назад «Сервико» не была такой, как сейчас. Начиналось все с одного киоска на Центральном рынке в Иркутске. Но когда кто-то создает компанию, он, конечно, не думает о том, что она проработает 10, 15, 20 лет…

Как получилось такого добиться? Мне часто задают этот вопрос. Некоторые люди говорят: «оказался в нужный час в нужном месте», «повезло». Мне не повезло. Я уверяю: в бизнесе, как и в жизни, нет ничего случайного. Происходит целая череда событий, и, чтобы оказаться в точке Б, нужно проделать какой-то маршрут из точки А. Если вы сидите дома и ничего не делаете, то ничего и не произойдет. «Случайности» происходят только в том случае, когда человек пытается каждый день что-то делать, развиваться, общаться, учиться.

Если к вам приходят с каким-то предложением по бизнесу – это не просто «везение». К человеку «с улицы» не придут. За вами смотрели, за вами наблюдали, оценивали результаты вашей работы. Так что рецепт прост: нужно заниматься делом, ставить перед собой цели и достигать их.

Правило №2. Будьте честными

Один из ключевых принципов в бизнесе для меня – это честность. Если вы изначально ведете бизнес, чтобы где-то смухлевать, где-то обмануть, где-то недоработать – все это будет видно. Так же видно и честность – по отношению к себе, по отношению к другим. В компании «Сервико» мы поступаем так: если кто-то нас обманул, мы делаем выводы и не допускаем, чтобы случай повторился. В «Сервико» не обманывают.

<p>Виктор Захаров , директор компании "Сервико".<br />
Фото: А. Фёдоров</p>

Виктор Захаров , директор компании "Сервико".
Фото: А. Фёдоров

Правило №3. Цените команду, мотивируйте сотрудников

Компании «Сервико» могло бы и не быть. Я работал бы на железной дороге, диспетчером. Но девяностые внесли коррективы. Зарплаты, которую я заработал в первые месяцы работы на ЖД, не хватало на жизнь. Я принял решение, что не готов так жить. Потому и родился бизнес.

Работали много, часто до 12 часов ночи. И когда ты знаешь дело изнутри, когда поработал «своими руками», ты понимаешь, насколько тяжелый это труд. Осознаешь, что каждый человек, каждый сотрудник компании очень важен. К людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – тогда все будет благополучно, тогда будет хорошая команда.

И не надо жалеть средств на корпоративные мероприятия. Это очень важно – когда коллектив работает не только из-за денежной, финансовой мотивации.

За 25 лет в «Сервико» в разных субъектах Федерации отработало 34 тысячи человек. Свыше 500 человек отработали в компании более 10 лет. Топ-менеджеры на 99% – это люди, которые выросли внутри компании. Это то, чем можно гордиться.

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров

Правило №4. Не жалейте денег на топ-менеджеров

Когда ваша компания становится такой большой, что вы сами уже не можете ей управлять – делегируйте это топ-менеджерам. При этом очень важно, чтобы они – это мой личный взгляд – получали большую зарплату. Например, если водитель зарабатывает 40-60 тысяч рублей, то руководитель, директор не может получать 100 тысяч. Он должен получать совершенно другие деньги, не на 50% больше, а в разы. Это принцип компании «Сервико». При этом все топ-менеджеры должны зависеть от определенных KPI (рентабельность, чистая прибыль компании). Это работает!

Поделюсь одним удачным примером. Недавно ездил на одну из конференций – как правило, каждый производитель собирает своих дистрибьютеров раз в год. Обычно я на эти встречи не езжу – это делает топ-менеджер – а тут получилось. И вот на конференции – компанию знают, а меня нет. Спрашивают: «А Захаров – это кто такой?».  «Ну, из Иркутска… Компания «Сервико»…». «А от вас раньше другой человек приезжал…». Так в процессе я выясняю, что они считают этого человека владельцем «Сервико».

Как вы думаете, хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Это говорит о том, что топ-менеджер уже подсознательно компанию «Сервико» считает своей, он за нее бьется, он за нее все сделает. Если вы добьетесь такого работника, это просто шикарно!

<p>Виктор Захаров , директор компании "Сервико".<br />
Фото: А. Фёдоров</p>

Виктор Захаров , директор компании "Сервико".
Фото: А. Фёдоров

Правило №5. Инвестируйте в технологии

Современные технологии очень важны. Мир меняется, бизнес никогда не стоит на месте, всегда нужно быть на шаг впереди.

Чтобы работать было экономически выгодно, мы используем передовые технологии. Компании-конкуренты сегодня этого повторить не могут. Если бы они сделали это раньше, смогли бы – но сегодня эта ниша занята, развиваться в ней с нуля уже сложно. Надо всегда сделать так, чтобы опередить кого-то на один-два шага.

Для того, чтобы сделать сегодня что-то новое в бизнесе, для того, чтобы заработать деньги при сегодняшней экономике, надо постоянно внедрять новое – новые технологии, новые идеи. И не нужно ждать, не нужно думать: «Сейчас и так получается, а когда «припрет», тогда и начну…».

Конечно, чтобы это сделать, надо месяц поработать до полуночи. Но ты делаешь это – и получаешь лучший результат. Если ты этого не сделал – то тебя кто-то опередил. Если ты не меняешь технологии, логистику, автомобили – они все устаревают, и бизнес становится экономически невыгодным. Если бы мы сегодня возили товары на машинах десятилетней давности, которые потребляли 50 литров топлива на 100 км, мы бы остались вне рынка.

<p>Фото: А. Фёдоров</p>

Фото: А. Фёдоров

Правило №6. Не бойтесь кризисов

В кризис никогда не надо нервничать, потому что в этих же условиях находятся все ваши конкуренты. Да, в мировых масштабах становится сложнее – я имею в виду банковские ставки, стагнирующий потребительский спрос, но эта ситуация одинакова для всех.

Надо встать на час раньше, лечь на час позже, пересмотреть внутренние резервы и работать, не паниковать, не говорить: «Все пропало, бизнес больше не нужен». Ваш конкурент точно так же сидит и думает: «Все очень тяжело, все очень сложно». Если вы в себя верите, то это наоборот возможность сделать два шага вперед, пока другой находится в критическом настроении.  

Кризис – понятие относительное, не бывает такого, что он наступает в один день, а тем более – он не проходит в один день. К этому надо привыкать и в этих условиях работать.

<p>Виктор Захаров , директор компании "Сервико".<br />
Фото: А. Фёдоров</p>

Виктор Захаров , директор компании "Сервико".
Фото: А. Фёдоров

Правило №7. Диверсифицируйте бизнес

Диверсификация бизнеса нужна, но с этим ни в коем случае нельзя переусердствовать, нужен баланс. Если у вас хороший бизнес, который сегодня приносит хорошие доходы и дает свободные деньги для параллельных проектов, вы не должны забывать, что основной бизнес – это та «курочка», которая несет «золотые яйца», ее ни в коем случае нельзя зарезать. Иными словами, основной бизнес нельзя бросать, уделять ему меньше внимания.

Ни в коем случае нельзя делать сразу же три-четыре новых проекта – в итоге во всех трех-четырех можно получить убытки. Распределяйте силы: часто не хватает ни человеческих, ни финансовых ресурсов – в итоге страдает всё.

Еще очень важно: если вы делаете какой-то другой бизнес, надо в нем хорошо разбираться. Например, медицина. Предположим, вам говорят: давайте построим медицинский центр. И на бумажке – все прекрасно, хорошо, приносит отличную прибыль. Но вы начните с небольшой стоматологической клиники, чтобы понимать, что такое медицинские услуги. Возможно, понадобится профильное образование. Когда вы запускаете новый бизнес, надо начинать с чего-то маленького: если у вас не получится, ваше основное дело от этого не пострадает.

Вот конкретный пример – наш девелоперский бизнес, проект «Доходный дом» на 150 квартир. Этот проект мы откладывали 8 лет: не начинали, считали, сколько в него надо вложить, чтобы все сделать правильно, а не тяп-ляп, изучали рынок. Если в Европе 50% населения живет в съемных квартирах, то у нас здесь – свои риски. И мы их понимаем. Сегодня мы вкладываем деньги в этот проект, и он не вредит ни одному из трех основных бизнесов.

Правило №8. Учитесь у других

Надо всегда иметь возможность учиться у своих конкурентов. Другой взгляд на тот же бизнес – это очень ценно. Например, ты думаешь, что транспортный бизнес у тебя выстроен идеально – ты в интернете смотрел, учился, но вот ты едешь в Германию и понимаешь, что половину делаешь не так.

Недавно компания MAN пригласила нас на завод, который проводит тендеры по приобретению автотранспорта, где мы покупаем по 70-80 единиц техники. Мы попросили, чтобы нам показали такую же компанию, как у нас, в Германии, но которая гораздо крупнее. И мы увидели достаточно много интересного, что надо нам применять, чтобы сделать шаг вперед. Да, это будет стоить денег, но завтра это поможет нам в развитии бизнеса.

Правило №9. Никогда не сдавайтесь

Разные проблемы бывают каждый день, но один из самых ощутимых кризисов, который был внутри нашей компании, произошел в 2011 году. Тогда один из основных партнеров-поставщиков перестал с нами работать. Чтобы понимать масштаб, это составляло примерно 50% оборота компании. Имея склады, транспорт, вы несете постоянные затраты, которые не можете сократить – за все надо платить.

Я должен признать, что тогда, в 2011 году, был момент в моей жизни, когда у меня была мысль закрыть дистрибьютерское направление. Сложная ситуация была. Но те вложения, которые были сделаны в коллектив, в итоге помогли. Коллектив сказал: «Виктор, не надо этого делать. Мы перетерпим. Полгода, год – мы все вернем, все сделаем».

И действительно, со своим коллективом мы не только вернули все. У нас освободились финансовые ресурсы, которые мы направили «с нуля» на развитие нового направления – алкогольной продукции. 7-8 лет назад у нас не было бизнеса по алкоголю. А сегодня в четырех субъектах Федерации – Иркутской области, Бурятии, Забайкальском и Красноярском краях – 80% всего законного алкоголя приходится на компанию «Сервико»

Теперь я даже благодарен, что все так случилось в 2011 году. Если бы не та ситуация, у нас не было бы финансовых ресурсов, чтобы направить их в новый бизнес. Я благодарен своему коллективу, который поддержал меня в тот момент. Повторюсь: в бизнесе не бывает ничего случайного.

Правило №10. Берегите свой тыл, думайте о близких

Семья – это первое, что сыграло роль в том, чтобы я вообще занялся бизнесом. С женой мы уже 26 лет, у нас двое детей, старшей дочери 25 лет, младшей – 14. Бизнес невозможен без моей супруги, без моей семьи. Это – одна из личных мотиваций для меня.

Моя мама была управляющей банком, отец – директором Центрального рынка, и они мне не дали ни копейки денег, никогда в жизни, зато дали возможности. Я тоже не хочу давать своим наследникам деньги. Считаю, что должен оставить детям, внукам, правнукам хороший бизнес.

ООО "СЕРВИКО" было зарегистрировано 10 октября 1993 года, но своим днем рождения считает 30 сентября 1993 года. За 25 лет «Сервико» стала  крупнейшей дистрибьюторской  и логистической  компанией в Сибири.  Филиалы компании работают в 26 городах России: в Иркутской области, в  Республике Бурятия, в Забайкальском и Красноярском крае. В скором времени компания прирастет новыми территориями – республиками Тыва и Хакасия. «Сервико» известна своей поддержкой профессионального (хоккейный клуб «Байкал-Энергия») и массового спорта,  является спонсором команды КВН «Раисы», участвует в социальных проектах. Транспортная компания «Сервико-авто» входит в ТОП-10 транспортных компаний РФ.

/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Sbertalks 3.0. ":
Все материалы сюжета (20)