Новости

Продуктовые ритейлеры покидают торговые центры

Прогнозируемое падение на 11% трафика торгцентров на фоне роста давления со стороны онлайн-торговли приведет к освобождению 9% (600 тыс. кв. м) существующих в Москве торговых площадей. Объекты пустеют, в частности, из-за ухода продуктовых гипермаркетов, долго выполнявших роль якорных арендаторов. Процесс стал болезненным для обеих сторон: розничные сети вынуждены вкладываться в пока убыточные для них сервисы доставки, а девелоперам оказывается непросто найти альтернативных арендаторов.

В 2020 году в Москве могут высвободиться около 600 тыс. кв. м арендопригодных площадей, это соответствует 9% существующей торговой недвижимости, говорится в исследовании PwC. Процесс происходит на фоне устойчивого снижения трафика торгцентров. По прогнозам консультантов, в ближайшие десять лет столичные объекты могут потерять 11% посетителей. Эта динамика в целом совпадает с данными, которые ранее приводили в Watcom Group. По ее оценкам, в 2013–2019 годах показатель Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 кв. м площади) сократился в среднем на 17%.

Партнер PwC Олег Малышев связывает тенденцию с изменением модели потребительского поведения. По его данным, при годовом увеличении доли онлайн-ритейла в общей структуре продаж на 1% в год посещаемость торгцентров за тот же период снижается на 1,5% без учета иных факторов

PwC прогнозирует, что в России доля e-commerce с текущих 6% может увеличиться до 8–12% к 2030 году.

Одним из заметных изменений в облике торгцентров к 2030 году, по прогнозам PwC, станет отказ от продуктовых ритейлеров как якорных арендаторов. Аналитики прогнозируют, что в перспективе десяти лет объем занимаемых ими торговых площадей снизится с 8% до 5%. Этот тренд отмечает и управляющий партнер Redstone Property Индира Шафикова, по оценкам которой лишь за последний год трафик расположенных в торговых объектах гипермаркетов сократился на 10%. Она уверена, что существование крупноформатных объектов больше не оправдано, а для успешной работы торгцентру достаточно небольшого супермаркета. Магазины у дома и супермаркеты подходят для удовлетворения их ежедневных потребностей, соглашается представитель X5 Retail Group.

Но развитие e-commerce для продуктовых ритейлеров нельзя назвать безболезненным. Источник “Ъ” на розничном рынке объясняет, что пока этот бизнес для сетей остается невыгодным: средняя стоимость покупки не оправдывает затраты на логистику. Партнер Data Insight Федор Вирин объясняет, что доставка начнет окупаться лишь при высокой плотности заказов, сопоставимой с объемом покупок в магазинах «у дома», он ждет, что это может случиться лишь через четыре года.

Процесс ухода продуктовой розницы не станет безболезненным и для торгцентров. Индира Шафикова объясняет, что пока нет альтернативы. Аналитики PwC предполагают, что невостребованная недвижимость будет заполнена развлечениями, чья доля вырастет с текущих 23% до 30%, фудкортами (их доля увеличится с 9% до 19%), а также дополнительными сервисами (с текущих 3% доля вырастет до 10%). первичного приема.

Отдел потребительского рынка

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (223)