Минтранс планирует с 2022 года повысить для аэропортов арендные ставки на аэродромное имущество. Речь идет о тарифах за использование взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок, находящихся в федеральной собственности. Гражданские аэропорты арендуют их у подведомственного Росавиации ФГУП АГА(А). Повышение затронет большинство аэропортов РФ.
Размер арендной платы рассчитывается исходя из количества обслуженных аэропортом пассажиров и перевезенных грузов за последние три года, базовой ставки и инфляции. Минтранс предлагает повысить базовую ставку для аэропортов, обслуживающих более 1 млн тонн пассажиров и грузов в год, с 85 руб. до 103 руб. за тонну. Для аэропортов с меньшими показателями ставка вырастет до 147 руб., тогда как прежде не превышала 125 руб.
«Предлагаемая Минтрансом методология не только нивелирует снижение объемных показателей аэропортов, но и создает предпосылки ежегодного роста арендной платы»,— говорится в письме исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергея Никотина на имя замглавы Минтранса Игоря Чалика. В МАА “Ъ” сообщили, что попросили премьер-министра Михаила Мишустина поручить «учесть мнение аэропортового сообщества при рассмотрении проекта постановления в аппарате правительства». Однако окончательная версия документа, по данным “Ъ”, в МАА и аэропорты не рассылалась и до сих пор не опубликована на regulation.gov.ru.
В МАА полагают, что рост арендной платы неизбежно приведет к увеличению тарифов за аэропортовое обслуживание и, как следствие, к росту стоимости авиаперевозок для пассажиров и грузоотправителей. Сходная позиция содержится в письме ФАС, направленном в Минтранс.
Как полагает президент ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, в результате пересмотра ставок рост арендных платежей в целом по отрасли превысит 15–20%. Собеседники “Ъ” в аэропортах с годовым пассажиропотоком от 1 млн человек также прогнозируют неизбежный рост стоимости услуг для перевозчиков, однако от официальных комментариев и точных оценок воздерживаются. «Предприятия авиаотрасли не преодолели финансово-экономические последствия пандемии. В связи с этим решения, касающиеся существенных условий деятельности аэропортов, не должны приводить к повышению операционных затрат»,— заявили “Ъ” в Домодедово.
Айгуль Абдуллина