Сотрудники авиакомпаний и аэропортов начали массово получать повестки в военкоматы. Пока неясно, могут ли они рассчитывать на бронь. На предприятиях подчеркивают, что освобождение от мобилизации критично не только для пилотов и диспетчеров, но и для технических, коммерческих и IT-специалистов, потому что полеты без них могут просто остановиться.
Сотрудники как минимум пяти российских авиакомпаний, в том числе группы «Аэрофлот», и более десяти аэропортов получили повестки в военкомат в течение суток после объявления 21 сентября в РФ частичной мобилизации, сообщает “Ъ” .
Как рассказали в отрасли, большинство пилотов в авиакомпаниях — офицеры запаса, прошедшие обучение на военных кафедрах летных училищ, или рядовые, прошедшие срочную службу в армии. По оценкам источников в трех компаниях, потенциально мобилизовать могут 50–80% сотрудников. Источник, близкий к группе «Аэрофлот», оценивает численность «потенциальных призывников» во всех трех перевозчиках (в том числе в «России» и «Победе») более чем в половину штата. В «Аэрофлоте» созданы рабочие группы по составлению списков на брони по ряду специальностей.
От официальных комментариев «Аэрофлот», S7, UTair, «Уральские авиалинии», Red Wings и другие перевозчики воздержались. В Минтрансе и Росавиации не ответили “Ъ”. В авиакомпании «Россия» заявили, что «процесс планирования кабинных и летных экипажей авиакомпании осуществляется в обычном режиме», и опровергли появившуюся накануне информацию о том, что бортпроводников перестали назначать на международные рейсы из-за опасений, что их будут задерживать на границе и отправлять в военкоматы.
Сейчас минимум в пяти опрошенных “Ъ” авиакомпаниях изучают порядок формирования запроса на бронь для сотрудников, необходимых для обеспечения непрерывного производственного цикла. Эти списки должен утвердить военкомат в соответствующем регионе, говорит один из собеседников “Ъ”. Но пока юристы авиакомпаний не могут дать однозначного ответа, куда направлять списки: в Минтранс, Минобороны или властям регионов.
Тем не менее две авиакомпании уже составили и отправили списки: в одном случае в местную администрацию, в другом — в региональный Минтранс. Первый перевозчик включил в список пилотов и инженеров, второй — также IT-специалистов. В других компаниях пока составляют списки потенциально подлежащих призыву и регламент для тех, кто получил повестку.
Читайте также:
Наибольшее опасение вызывает, по словам опрошенных “Ъ” топ-менеджеров, возможная мобилизация не только экипажей, но также технических специалистов, IT-специалистов и сотрудников коммерческих подразделений. Как говорят собеседники “Ъ”, их штатная численность гораздо меньше, и возможный уход даже нескольких человек серьезно затруднит или даже парализует работу.
По мнению подавляющего большинства собеседников “Ъ”, наиболее логичным и ожидаемым для них выходом из текущей путаницы стал бы централизованный запрос Минтранса в Минобороны с предложением включить гражданскую авиацию в перечень отраслей, которым предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации. Сейчас под исключение попадает только оборонно-промышленный комплекс.
Списки сотрудников с бронью от призыва уже существуют в российских аэропортах, поскольку они являются предприятиями непрерывного цикла, рассказал “Ъ” источник в одном из профильных холдингов. Но эти списки, по его словам, традиционно содержали достаточно узкий перечень специалистов.
Айгуль Абдуллина