Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере $250 на тонну для стабилизации ситуации на российском топливном рынке. Такой вариант, по данным “Ъ”, обсуждался 15 сентября на совещании у вице-премьера Александра Новака. Добросовестным поставщикам, выполняющим квоты Минэнерго по поставкам на внутренний рынок, власти будут компенсировать пошлину через обратный акциз на нефть.
Предложение было крайне негативно воспринято участниками рынка, которые подчеркивали на то, что критерии оценки «добросовестных экспортеров» непонятны, а реализация крайне сложна. В профильных министерствах и аппарате Александра Новака ситуацию не комментируют. По данным источников “Ъ”, по-прежнему рассматривается и возможность полного временного запрета поставок топлива за рубеж.
Окончательное решение, уточняют собеседники “Ъ”, не принято: правительство и нефтекомпании продолжат обсуждение проблемы резкого роста цен на все виды нефтепродуктов. Например, бензин марки АИ-92 только с начала сентября на оптовых торгах на СПбМТСБ подорожал в европейской части России на 9%, до 70,44 тыс. руб. за тонну, марки АИ-95 — на 2,2%, до 76,4 тыс. руб. за тонну. Дизельное топливо прибавило 8,5%, до 73,75 тыс. руб. за тонну.
Такие цены исключают получения нефтяниками в сентябре топливного демпфера, за счет которого правительство компенсирует компаниям часть разницы между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами (56,9 тыс. руб. за тонну бензина АИ-92 и 53,85 тыс. руб. за тонну дизтоплива). В сентябре участники рынка могли бы получить почти 100 млрд руб. Но субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу. Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.
Читайте также:
Таким образом, правительство продолжает рассматривать разные варианты ограничения экспорта нефтепродуктов, не принимая финальных решений. В последние полтора месяца активно обсуждалось введение списка спецэкспортеров топлива для борьбы с серым экспортом — ситуацией, когда вывозится топливо с внутреннего рынка, на которое уже был выплачен демпфер. Указ о введении списка уже одобрен правительством, но пока не подписан президентом, к тому же не согласован сам список.
Ключевыми причинами роста цен, который продолжается уже несколько месяцев и активизировался в сентябре, выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах.
Управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко рассчитал, что экспортная альтернатива сейчас порядка 120 тыс. руб. на тонну дизтоплива при внутренней цене 73,3 тыс. за тонну, демпфере в 20 тыс. за тонну и пошлине 23,75 тыс. за тонну. Если будет принята заградительная пошлина, поясняет эксперт, цены на внутреннем рынке могут перестать расти такими темпами: «Но АЗС продолжат нести убытки, а цены на них не упадут».
Ольга Мордюшенко