Вчера рубль укрепился к бивалютной корзине на 0,5%, но с начала сентября потерял 4%, хотя баррель нефти Urals за это время подорожал почти на 15%, превысив $86. Рубль слабеет в то время, как развивающиеся страны борются с укреплением своих валют.
«Рубль оторвался примерно с середины сентября», — констатирует экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Рынки стали закладываться на второй этап количественного смягчения в США, нефть пошла вверх, доллар — вниз, а рубль неожиданно последовал вслед за долларом. «Это означает, что Центробанк неявно привязал курс рубля к доллару, выбрав китайский путь», считает он. Сложно однозначно сказать, занимается ли ЦБ таргетированием доллара, но очень похоже на это, рассуждает старший дилер Московского кредитного банка Михаил Парасенко.
Несмотря на незначительный объем интервенций — чуть более $4 млрд за сентябрь — октябрь, — внутридневные объемы операций ЦБ достигают $5 млрд, говорит Тихомиров: «ЦБ отрицает свое участие в гонке девальваций, но де-факто делает это».
Из стран БРИК только у России нет ограничений на потоки капитала. Азиатским странам, возможно, придется массово ввести такие ограничения, иначе второй раунд количественного смягчения денежной политики в США грозит надуванием пузырей на рынках акций, валют и недвижимости региона, полагают эксперты Всемирного банка. Россия открыта и ЦБ решил ослабить курс, чтобы оставить себе свободу маневра, если придется бороться с ростом цен, считает Тихомиров: «Валютный рынок России легко управляем до кризисных моментов — резких притоков или оттоков капитала. Главное — не допустить этих ЧП, и ЦБ начал превентивно наказывать спекулянтов».
Основной фактор ослабления рубля — смещение политики ЦБ в сторону поддержки слабого курса, но скорее путем словесных интервенций, считает Лисоволик, отмечая асимметрию в действиях ЦБ: в период укрепления рубля и увеличения притока капитала он активнее вмешивается в ситуацию на рынке. Вкупе с расширением коридора это заставило игроков рассматривать действия регулятора как свидетельство его склонности к ослаблению рубля, считает Лисоволик: «Это и стало основным фактором, способствовавшим снижению курса и закрытию длинных позиций по рублю, несмотря на благоприятные макроэкономические факторы».
Нынешний отрыв рубля от фундаментальных реалий — явление временное, но для сохранения конкурентоспособности российской экономики по уровню издержек рубль должен слабеть на 3-5% в год, подсчитал заместитель гендиректора Центра развития Валерий Миронов.
Ольга Кувшинова
Михаил Оверченко
Алексей Рожков




SIA.RU: Главное

