Завершившийся вчера в Сеуле саммит G20 не смог положить конец начавшимся на мировом рынке "валютным войнам". В заявлении по итогам саммита лидеры стран "двадцатки" лишь зафиксировали пожелание избегать искусственного занижения курсов национальных валют, а набор индикаторов, позволяющий оценивать валютную политику конкретных стран, пообещали разработать и принять не ранее 2011 года. С подробностями из Сеула -- корреспондент "Ъ" АЛЕКСАНДР ГАБУЕВ.
Главную тему саммита G20 в Сеуле его организаторы обозначили как "развитие после кризиса". Однако основное внимание его участников привлекла "валютная война", которая идет на мировых рынках. Масла в огонь подлило решение, принятое 2 ноября комитетом по открытым рынкам Федеральной резервной системы США, об увеличении на 20% (до $600 млрд) программы выкупа казначейских облигаций США. "Американцы просто хотят включить печатный станок, что очень негативно скажется на наших резервах, ведь значительная их часть хранится в долларовых активах",-- посетовал в разговоре с "Ъ" один из членов китайской делегации.
Этой же теме была посвящена и состоявшаяся в четверг встреча президента США Барака Обамы и председателя КНР Ху Цзиньтао -- она продлилась почти полтора часа и стала едва ли не главным событием саммита. Однако договориться о чем-то конкретном лидеры не смогли. Председатель Ху расплывчато пообещал постепенно реформировать курс юаня, однако потребовал от Вашингтона не совершать односторонних действий при проведении своей монетарной политики. Президент Обама не менее расплывчато пообещал учитывать интересы других стран.
Дмитрий Медведев вчера на итоговой пресс-конференции заявил, что после саммита "угроза войны валют стала существенно ниже". "Государства -- крупнейшие эмитенты резервных валют и просто значительных валют -- готовы слушать друг друга. Они согласны в том, что недопустимо манипулирование валютами",-- заявил российский лидер. В то же время он признал: "Нет абсолютной уверенности, что все проблемы в этой сфере раз и навсегда сняты". Действительно, как рассказал помощник президента РФ Аркадий Дворкович, предложение участникам G20 отказаться от занижения курса валюты ради повышения конкурентоспособности было исключено из текста итоговой декларации саммита. В ней появилась более мягкая формулировка о желательности избегать искусственных девальваций.
По словам Дмитрия Медведева, он и его коллеги договорились, что специальная рабочая группа начнет подготовку "индикаторов, которые служили бы оценке соответствия валютной политики отдельных стран общим целям сбалансированности".
Однако первое обсуждение конкретного набора индикаторов пройдет на встрече министров финансов G20 только в первой половине 2011 года. А следующий саммит, по словам президента РФ, пройдет не через полгода, как в кризис, а через год, поскольку будет уже "посткризисным". Так что до тех пор враждебные действия стран на валютном рынке ничем не будут ограничены.
Для банковского сообщества главным итогом саммита стало одобрение лидерами G20 стандарта "Базель-3", разработанного Базельским комитетом по банковскому надзору. Основные изменения затрагивают требования к капиталу банков. Долю капитала первого уровня в общем объеме минимально необходимого капитала банкам рекомендовано увеличить с 4% до 6%. Должна возрасти в нем и доля акционерного капитала, способного поглощать убытки,-- с 2% до 4,5%. Наконец, от банков потребуется создание так называемого резервного буферного капитала первого уровня в размере дополнительных 2,5%, что фактически поднимает коэффициент достаточности капитала первого уровня до 8,5%.
Переход на новые требования будет происходить постепенно с 2013 по 2019 год. Как заявил Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос "Ъ", "российские банки с "Базелем-3" справятся". По данным ЦБ, требованиям нового стандарта соответствуют не менее 90% российских банков. Во многом это объясняется тем, что требования самого ЦБ к достаточности банковского капитала даже жестче, чем предусматривает "Базель-3",-- по российским стандартам уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4% против требуемых в соответствии с "Базелем-3" 6%.
Солидарны с президентом и российские банкиры. "По нормам, предъявляемым к достаточности капитала, "Базель-3" более льготный по отношению к банкам, чем требования ЦБ",-- заявил "Ъ" президент ВТБ Андрей Костин. Зато, по мнению господина Костина, куда более актуальной для России является полный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). "Мы за обязательный перевод российских банков на МСФО. Сейчас мы даже не комментируем свою российскую отчетность. Достаточно сказать, что в прошлом году у нас был достаточно большой убыток по МФСО и крупная прибыль по РСБУ,-- такой ситуации быть не должно. Она дезориентирует и аналитиков, и инвесторов",-- говорит господин Костин.




SIA.RU: Главное

