На выходе из кризиса госбанки заботит не увеличение рыночной доли как таковой, а повышение эффективности бизнеса и принципиальной разницы между государственными и частными банками здесь нет, считает финансовый директор ВТБ ГЕРБЕРТ МООС.
-- Кризис стал для госбанков точкой роста благодаря госсредствам, направленным на поддержку банковской системы. Группа ВТБ усилила свои позиции в основных направлениях бизнеса -- корпоративном, розничном, ивестиционно-банковском. В какой степени вы уже использовали ресурсы для роста, которые оказались в вашем распоряжении во время кризиса?
-- Я бы не сказал, что наша доля рынка в острую фазу кризиса -- в 2009 году -- существенно возросла. По нашим данным, по корпоративным ссудам на конец 2008 года она составляла 12,7%, а на конец 2009-го -- 13%, рост всего 0,3 процентного пункта. В розничном кредитовании за 2009 год доля ВТБ выросла с 8,8 до 10,2%. Но розничный бизнес ВТБ сравнительно новый, а для молодого банка такой рост вполне естествен. В целом же мы, как и коммерческие банки, закрыли лимиты на многих клиентов, старались намного жестче анализировать риски. У нас не было цели агрессивно расти: это было бы с нашей стороны финансово безответственно.
-- Укрепление позиций "ВТБ Капитала" -- это тоже стечение обстоятельств?
-- Решение о создании "ВТБ Капитала" было принято еще до кризиса -- в 2007 году, а реализовано в 2008-м, тогда же и была сформирована команда инвестбанка, ставшая основным драйвером роста. Но не буду отрицать, что в инвестбанкинге кризис сыграл нам на руку.
-- По мере выхода из кризиса ваши позиции, например в корпоративном кредитовании, стали ослабевать. С 1 июля 2010 года доля группы ВТБ на этом рынке сократилась. Почему вам не удается сохранять темпы роста, продемонстрированные в кризис?
-- Наша доля действительно упала в 2010 году на 1 процентный пункт, с 13 до 12%, но это был осознанный шаг. Наша стратегия, принятая в мае прошлого года, предполагает рост доходов, а не рыночных долей. Несмотря на некоторое снижение доли в сегменте корпоративного кредитования, наша прибыльность в прошлом году выросла, потому что мы не гнались за большими объемами, сосредоточившись на повышении эффективности трансакций. Сохранение доли рынка не самоцель, мы допускаем некоторое ее снижение, чтобы обеспечить качественный рост бизнеса. Госбанки всегда считались неповоротливыми баржами, и нам важно их расшевелить, сделав из ВТБ гоночную яхту или, по крайней мере, быстроходную шхуну.




SIA.RU: Главное

