Новости

КС поставил точку невозврата. Уволенных топ-менеджеров защитили от непредвиденных расходов

Конституционный суд (КС) окончательно подтвердил -- механизм защиты "экономически более слабой стороны" в трудовых отношениях не предусматривает различий между рядовыми сотрудниками и топ-менеджерами, даже если судебная ошибка влечет для работодателя значительный экономический ущерб. КС отказался принять к рассмотрению жалобу банка ВТБ 24 на нормы трудового и процессуального законодательства, не позволяющие взыскивать с уволенных работников средства, выплаченные им из-за судебной ошибки.

Поводом для обращения ВТБ 24 в КС послужил трудовой спор банка с бывшим управляющим его красноярского филиала Игорем Тихоновым и его заместителем Юрием Легаловым. Оба топ-менеджера были уволены летом 2007 года в связи с принятием необоснованных решений, а также отсутствием обязательного контроля за подчиненными подразделениями и проводимыми операциями, что привело к финансовым потерям банка на сумму свыше $16 млн и ухудшению его кредитного портфеля. Суд первой инстанции, в котором топ-менеджеры обжаловали свои увольнения, сначала им отказал -- но в 2008 году истцам удалось добиться пересмотра дела и восстановления в должности. В соответствии с Трудовым кодексом им были выплачены зарплата за время вынужденного прогула и компенсация морального ущерба -- в целом около 2 млн руб.

Однако через год надзорная инстанция Верховного суда подтвердила правоту работодателя -- но вернуть взысканные с него в пользу уволенных в результате судебной ошибки суммы банк в итоге не смог: Трудовой и Гражданский процессуальные кодексы (ТК и ГПК) не предусматривают "поворота исполнения решения" за исключением случаев, когда оно было основано на сообщенных работником ложных сведениях или подложных документах. В ВТБ 24 считают, что законодательство таким образом обеспечивает легальную возможность неправомерного обогащения законно уволенного работника, который к тому же нанес имуществу работодателя значительный и невозмещенный ущерб -- что, в свою очередь, усиливает негативные последствия для работодателя.

Президент адвокатской фирмы "Юстина" Виктор Буробин считает, что суд должен в каждом конкретном случае решать, является ли работник "экономически слабой стороной". "Очевидно, что топ-менеджера с его зарплатой и бонусами вряд ли можно отнести к такой категории, к тому же он лучше, чем рядовой работник, может себя защитить. Законодатель может ввести критерии такого разделения и, например, сроки возврата уволенным работником ошибочно полученных выплат. Но с учетом многоуровневого судопроизводства, направленного на исправление судебных ошибок, компенсации за счет государства вряд ли будут введены",-- считает юрист.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное