Новости

На бирже указано присутствовать без торга. Правительство обязало нефтяников регистрировать на биржах все крупные сделки с нефтью и нефтепродуктами

Правительство опубликовало "Положение о регистрации внебиржевых сделок с нефтью и нефтепродуктами", которые постановлением правительства от 10 февраля (опубликовано накануне) обязаны регистрировать на биржевых площадках монополисты (имеющие долю на локальном рынке выше 35% и внесенные в списки ФАС). Перечень бирж, уполномоченных осуществлять регистрацию внебиржевых сделок, должен публиковаться на сайте ФСФР. Регистрация сделки предусматривает раскрытие продавца и покупателя, цены сделки, места отгрузки, стоимости транспортировки и места, в котором обязанность поставщика признается исполненной. Информация из ведущегося биржей реестра сделок является конфиденциальной, публиковаться на ее сайте будет только обобщенная информация, но содержание реестра биржа будет передавать уполномоченным (Минэнерго) и неуполномоченным, но заинтересованным органам власти -- последним по "письменному мотивированному запросу".

Как уже писал "Ъ" 16 февраля, регистрация цен на нефтепродукты действительно способна исключить манипуляции и дать регулятору более точные индикаторы конкурентных цен, чем биржа. Кроме того, раскрытие информации о трансфертных ценах на нефтепродукты упростит регуляторам борьбу с нарушением антимонопольного и налогового законодательства. Обязательная регистрация всех сделок с нефтью вызвала недоумение у участников рынка. Контроль за трансфертными ценами на нефть имел смысл, когда в России существовали внутренние офшоры, но сегодня нефтяные компании платят налоги преимущественно на головных компаниях в Москве. Как пояснили "Ъ" в ИАЦ "Кортес", несмотря на то, что в РФ практически не осталось независимых НПЗ, которые перерабатывали нефть "давальцев", формировавших "свободный" рынок нефти, нефтяные компании периодически докупают друг у друга недостающие объемы нефти. ИАЦ "Кортес" отслеживает цены подобных сделок, но, по словам аналитика "Кортеса" Анны Бородачевой, цены сделок, как правило, привязаны к цене экспортной альтернативы, премия или скидка не превышает 300-400 руб. на тонну. При этом в "Кортесе" напоминают: контроль за трансфертными ценами на нефть не исключит возможности раздувания стоимости процессинга на принадлежащих ВИНК НПЗ в случаях, когда НПЗ берет нефть на переработку без ее покупки.

В ЛУКОЙЛе, который, по его заявлениям, уже давно перешел на внутрикорпоративные расчеты по рыночным ценам, подтвердили "Ъ": контроль за трансфертными ценами на нефть, с их точки зрения, не имеет фискального смысла: от изменения внутренней цены нефти в сделке будет зависеть лишь то, какая из дочерних компаний заплатит налогов больше, а какая меньше.

Глава Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МБНК) Виктор Баранов полагает: контроль за внебиржевыми продажами нефти нужен регуляторам для того, чтобы в случае роста цен иметь возможность проследить всю цепочку, от нефтедобычи до АЗС. Господин Баранов убежден, что регистрация внебиржевых сделок должна быть бесплатной, но сомневается, что МБНК попадет в список уполномоченных бирж. По его мнению, правительство действует в интересах только одной площадки: Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Но необходимость и перспективы запуска в РФ биржевых торгов нефтью по ценам, отличным от цен экспортной альтернативы, вызывает у экспертов не меньшее недоумение, чем обязательная регистрация внебиржевых сделок с нефтью. Пока единственной причиной не покупать дешевую нефть на внутреннем рынке с целью перепродажи ее за пределы РФ являются проблемы с возвратом экспортного НДС -- очевидно, что при появлении внутреннего рынка нефти эта проблема будет решаться. Если же внутренние цены Urals будут выше европейских, это просто продолжит рост цен на нефтепродукты в РФ -- а с ним как раз и борется ФАС.

Александр Гудков

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное