Новости

"России придется усвоить урок: у покупателя больше власти над ценами, чем у продавца"

О том, почему после заключения энергетических контрактов с Россией Пекин оказался в более выигрышном положении, чем Москва, корреспонденту "Ъ" АЛЕКСАНДРУ ГАБУЕВУ объяснил один из самых авторитетных в мире специалистов по китайской энергополитике, эксперт Chatham House ФИЛИПП ЭНДРЮС-СПИД.

-- Почему Москва и Пекин так долго не могли договориться о прокладке прямых нефте- и газопроводов?

-- Здесь есть две главные причины. Во-первых, это изменения в российской энергетической стратегии после 2000 года, связанные с приходом Владимира Путина. Смена власти обозначила разрыв с тем подходом, который господствовал при Ельцине. Важнейшие элементы включали в себя увеличение госконтроля над энергоресурсами и компаниями энергетического сектора, а также норму об обязательном участии "Газпрома" во всех операциях по экспорту газа. Вторая причина долгих переговоров Пекина и Москвы -- это разногласия по цене.

-- За то время, пока Москва спорила с Пекином относительно цен на нефть и газ, Китай успел построить газопровод из Туркмении через всю Центральную Азию, а также заключить контракты на покупку СПГ. Как эти действия могут отразиться на цене, которую Китай будет готов платить за российский газ?

-- Как и в случае с нефтяным контрактом, долгие колебания России относительно того, заключать или не заключать газовую сделку с Китаем, подтолкнули Пекин к поиску альтернатив. Отсюда родились и трубопроводные проекты, и поставки СПГ. Сейчас, импортируя газ, Китай платит не только за СПГ, цена на который определяется на бирже, но и за туркменский газ, который, судя по всему, стоит дешевле, чем хочет получить за свое сырье "Газпром". Так что в долгосрочной перспективе России придется усвоить урок: у покупателя больше власти над ценами, чем у продавца. У Китая гораздо больший выбор, чем у России.

-- Руководствуется ли Китай, договариваясь с Россией, соображениями энергетической безопасности? Считает ли Пекин наземные трубопроводы более безопасными, чем морские маршруты доставки углеводородов?

-- Наземные трубы гарантируют Китаю наличие маршрутов транспортировки нефти и газа, которые не завязаны на уязвимые морские пути, а также способствуют диверсификации источников импорта. Газопроводы и нефтепроводы из России не пролегают через территорию третьих стран в отличие, скажем, от газопровода Туркменистан--Китай, а также не проходят по нестабильным регионам КНР вроде Синьцзяна. Эти трубопроводы, безусловно, повышают энергетическую безопасность Китая в сфере импорта газа.

-- Есть ли у России альтернативы для развития своих газовых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке, помимо строительства труб в Китай?

-- Да. Строительство заводов по производству СПГ дало бы России куда большую гибкость и сократило бы ее зависимость от Китая. Точно такую же роль играет и выход ВСТО к океану.

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное