Новости

"Газпром" ищет частный путь в Турцию. Монополия рассчитывает найти замену государственной Botas

Вчера "Газпром" впервые официально прокомментировал отказ турецкой государственной Botas от трети поставок российского газа в страну. Глава "Газпром экспорта" Александр Медведев заявил, что монополия может заключить контракт на те же объемы (около 6 млрд кубометров в год) с частными турецкими компаниями. Источник "Ъ" в "Газпроме" уточнил, что у монополии есть и собственная дочерняя структура в Турции -- Bosphorusgaz. Компания имеет лицензию на импорт газа и, как рассчитывают в "Газпроме", могла бы возместить потерю контракта с Botas.

Однако источник "Ъ", близкий к Bosphorusgaz, вчера сказал "Ъ", что такое решение "требует тщательного анализа предложения со стороны "Газпрома" и может быть принято только через несколько месяцев" (официально в компании от комментариев отказались).

О том, что Турция не хочет продлевать контракт с "Газпромом" на закупку 6 млрд кубометров газа в год, стало известно на прошлой неделе. В воскресенье министр энергетики Турции Танер Йылдыз окончательно подтвердил, что Россия не согласилась снизить стоимость поставляемого газа, поэтому государственная Botas не станет продлевать контракт с "Газпромом". В "Газпром экспорте" подтвердили эту информацию, уточнив, что получили извещение от партнера в пятницу.

До сих пор столь радикальных действий в отношении "Газпрома" его клиенты в дальнем зарубежье не предпринимали.

Но то, что экспорт российского газа в Турцию с января упадет, "не должно отразиться на российско-турецких отношениях", полагает Танер Йылдыз.

Вопрос отношений упоминается не случайно -- именно его, а не стоимость газа для Турции считали приоритетом в данной ситуации опрошенные "Ъ" источники на газовом рынке и в правительстве. Само намерение Турции отказаться от российского газа источники "Ъ" воспринимали во многом как давление на Москву и напоминали, что Турция априори находится в более выгодной переговорной позиции -- от нее зависят такие проекты, как прокладка газопровода South Stream (и его европейских конкурентов), нефтепровода Самсун--Джейхан и строительство подконтрольной "Росатому" и "Интер РАО АЭС" "Аккую" (первой в Турции атомной станции).

Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" не думает, что заместить выпадающий объем Турции будет просто. Если "Газпром" все же полностью потеряет контракт, упущенные доходы монополии, по мнению господина Корчемкина, составят около $2,5 млрд.

Дмитрий Беликов, Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное